В Царском Селе отмечают 100-летие со дня рождения художника-реставратора Якова Казакова
В музее-заповеднике «Царское Село» отмечают 100-летие со дня рождения легендарного художника-реставратора Якова Казакова. Более полувека он восстанавливал монументальную живопись дворцово-парковых ансамблей Ленинграда и его пригородов. Под руководством Казакова были воссозданы плафонные росписи в Екатерининском дворце Царского Села. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мире. О заслугах мастера напоминает выставка, открывшаяся в Царском Селе.
Центральным полотном выставки, посвященной столетию Якова Казакова, стал триптих художника Валерия Леднева, созданный им в 1983 году. На трех картинах изображены участники воссоздания Екатерининского дворца Царского Села, имена которых навсегда остались в истории русского реставрационного дела. «Это, во-первых, Яков Александрович Казаков, виновник сегодняшнего торжества, а также его коллеги», - рассказывает художник-реставратор музея-заповедника «Царское Село» Наталья Фомичёва.
Послевоенное воссоздание Павловска, Пушкина и Петергофа во многом носило идеологический характер. Поддержанное высшим партийным руководством с подачи Алексея Косыгина оно должно было продемонстрировать всему миру способность народа справляться с тяжелейшим наследием войны, возрождать то, что уже считалось утраченным безвозвратно. Для выполнения этой задачи нужны были специалисты особого рода.
«Люди, которые были так воспитаны, понимали задачу государственную и всю свою жизнь посвящали ее реализации. И сейчас то, что мы видим, это труд этих людей, причем, наверное, он заслуживает даже большей оценки, чем труд первоначальных создателей этих интерьеров», - считает директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
Яков Казаков пришел во дворец в 1963 году. За четверть века руководимая им легендарная бригада художников-монументалистов восстановила художественное убранство в 13 интерьерах, в том числе уникальный плафон Большого зала. По сложности и масштабу эта работа не имела аналогов в мировой реставрационной практике.
«Я бы определила это как гигантский, каторжный и даже титанический труд, - добавляет Наталья Фомичева. – Потому что художники работают на потолке. Они стоят целый день, воздев руки к небу, закинув голову, в лучшем случае они лежат на специальном деревянном подиуме, чтобы посмотреть, правильно ли они отработали сегодняшний день».
Небольшая выставка, посвященная столетнему юбилею Якова Казакова, это - своего рода - прощальный привет Ленинградской школе реставрации, которая, пережив все свои взлеты, долгое время сохранялась в трудах отдельных мастеров, а к настоящему моменту уже практически сошла со сцены, оставшись легендой.