На фестивале "Белые столбы" оживают архивные киноленты
Начал работу уникальный фестиваль «Белые столбы» – праздник архивного кино, который уже в 21-й раз устраивает Госфильмофонд. На этом фестивале оживают ленты, считавшиеся утраченными. Подробности – в репортаже Ирины Разумовской.
Совсем скоро аллеи Госфильмофонда заполнятся не одним десятком гостей – соберутся около 25 иностранцев, студенты, киноведы. Каждый год на целую неделю они приезжают сюда смотреть и обсуждать раритетные ленты. Красная дорожка готова. Накануне заезда участников организаторы фестиваля выверяют все пункты насыщенной программы: с десяти утра до позднего вечера здесь будут показывать архивные находки.
«Наш фестиваль отличается от других фестивалей. Здесь происходит познавательный просмотр фильмов, которые нигде никогда нельзя увидеть, только на этом фестивале. Поэтому сюда приглашаются кинокритики, киноведы, историки кино, режиссеры, не только документальных, но и художественных фильмов», – подчеркнул президент фестиваля, генеральный директор Госфильмофонда России Николай Бородачев.
Помимо собственной коллекции Госфильмофонд показывает и ленты из синематек Франции, Америки, Литвы. Афиша 21-го фестиваля «Белые столбы» посвящена одной из центральных тем этого года – столетию Революции. В программе фестиваля – неканонический набор исторических фильмов. Например, фильм «Шестое июля», где Ленина сыграл Юрий Каюров, исполнивший его роль в 18-ти фильмах. Увидят зрители в этой роли и Смоктуновского. Сразу после Гамлета в 1966-м он снялся в забытой сегодня картине «На одной планете».
Художественный руководитель фестиваля Петр Багров гордится каждой рубрикой программы. Помимо раздела «Сто лет Революции», есть «Реставрации» – это ленты, собранные Госфильмофондом буквально по крупицам. Есть «Студенческие работы», где покажут дипломные фильмы Абдрашитова, Кулиджанова, Полоки. «Ирвин Уиллат» – первая в мире ретроспектива американского режиссера немого кино. Есть и рубрика «Игровики снимают документ».
«Мы не показываем "Обыкновенный фашизм" Ромма, картину каноническую, а показываем, например, фильм Чухрая "Память" – одну из наименее известных его работ, о Сталинградской битве, практически лежавшую на полке. Или, например, картины Александрова, Медведкина – других ведущих режиссеров игрового кино, которые обращаются к документу», – пояснил худрук фестиваля, старший куратор Госфильмофонда России Петр Багров.
Другие кадры – из картины, которую 20 лет назад буквально нашли на помойке. Оказалось, что это самодеятельная комедия «Богатый Яша», сделанная в 1926 году группой будущих кинематографистов. Видимо, эта копия – единственная. И теперь она есть в коллекции Госфильмофонда, который раз в году дарит возможность посмотреть на такие раритеты.