В Музеях Московского Кремля открывается выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"
В Россию с неофициальным дружественным визитом прибыл Его Величество король Франции Людовик IX по прозвищу "Святой". И тут же поправимся: не лично прибыл, ибо на дворе уже давно не XIII век, а ценнейшие экспонаты его эпохи, прежде никогда не покидавшие пределов Франции, приехали в гости к нам. Теперь их можно лицезреть в Выставочном зале Патриаршего дворца Музеев Московского Кремля. Репортаж - Юлии Казюковой.
Личность Людовика Святого, судьба собираемых им реликвий и церкви Сент-Шапель тесно связаны. Мудрый и справедливый правитель, король Франции покровительствовал искусству, способствовал формированию национального самосознания.
"О Людовике Святом известно много благодаря тому, что он был канонизирован. И целый ряд свидетельств о чудесах, которые происходили после его смерти, был собран и описан. Вокруг него работало множество хронистов, которые описывали его жизнь", - комментирует директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
В результате IV крестового похода крестоносцы-латиняне захватили Константинополь, где обнаружили огромное количество ценнейших христианских реликвий.
"Среди них были Терновый венец Спасителя, большой фрагмент Животворящего Креста, там были копье сотника Лонгина, которым был прободен распятый Бог. Крестоносцы-латиняне, они оказались в Константинополе в очень затруднительном положении - финансовом и военно-политическом. Они начали их распродавать", - рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.
Людовик Святой приобрел многие святыни, тем самым упрочил авторитет Франции и трона. И повелел возвести воздушную, невесомую, готическую с небывалой красоты витражами капеллу Сент-Шапель для хранения святынь, где они находились вплоть до Французской революции.
"В XVII - XVIII веках считалось, что готическое искусство – это что-то ужасное. Но в XIX вновь появился интерес к произведениям, созданным в Cредние века. Это произошло в том числе и благодаря выходу в свет в 1830-е годы романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Тогда решили начать реставрацию собора. К сожалению, некоторые фрагменты витражей были утрачены. Но тем, что вы видите, 800 лет. И они впервые вывезены из Франции", - говорит президент Центра национальных памятников Франции Филипп Белаваль.
В экспозиции представлены предметы разного времени, но у каждого уникальная история. Так, корона долго хранилась в доминиканском монастыре в Льеже, ее считали регалией Людовика. Позже выяснилось, что это реликварий. За хрустальными пластинами - частица Венца, фрагменты истинного Креста и Копья. В центре выставки – хрустальный реликварий, сделанный в 1806 году. Впервые Терновый венец был вынесен на поклонение в соборе Парижской Богоматери именно в нем.
Рядом с реликварием наполеоновского времени - документ XIII века. С ним столкнулся Людовик Святой, когда решил приобрести Терновый венец. Ему предъявили этот акт, из которого следовало, что святыня уже заложена венецианцам. Тем не менее, Людовик IX долго вел переговоры и за немыслимые деньги Терновый венец все же купил. В Москву реликвию везти не решились. Но представленные экспонаты сполна раскрывают личность Людовика Святого, не слишком хорошо известную российской публике, и помогают лучше узнать французскую средневековую культуру.
Генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина сегодня - гость программы "Главная роль".
Читайте также:
В Музеях Московского Кремля готовят уникальную выставку "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"