В Патриаршем дворце Кремля открылась выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"
Где и когда люди не мечтали о том, чтобы на троне был праведник? Французы уверены, что в их истории был такой правитель – Людовик IX, благочестивый и набожный, автор беспрецедентной серии законов, которые в XIII веке предписывали должностным лицам не богохульствовать, не красть, не пить и не развратничать. Его и при жизни стали величать святым, а после смерти и вовсе канонизировали. Для популяризации жизни и деятельности такого монарха не должно быть жаль ни сил, ни средств, ни времени. И Центр национальных памятников Франции их не пожалел.
А Музеям Московского Кремля в принципе очень к лицу демонстрация ценностей, связанных с жизнью и деяниями верховных правителей. И вот совместными усилиями Центра национальных памятников и Музеев Московского Кремля организована и устроена в Патриаршем дворце Кремля выставка под названием "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель". Все подробности - у Юлии Казюковой.
Личность Людовика Святого, судьба собираемых им реликвий и церкви Сент-Шапель – тесно связаны. Мудрый и справедливый правитель девятый король Франции покровительствовал искусству, способствовал формированию национального самосознания.
"О Людовике Святом известно много благодаря тому, что он был канонизирован. И целый ряд свидетельств о чудесах, которые происходили после его смерти, был собран и описан", - комментирует директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина.
В результате IV крестового похода крестоносцы-латиняне захватили Константинополь, где обнаружили огромное количество ценнейших христианских реликвий.
"Среди них были Терновый венец Спасителя, большой фрагмент Животворящего Креста, там были копье сотника Лонгина, которым был прободен распятый Бог", - рассказывает заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля Ольга Дмитриева.
Людовик Святой приобрел многие святыни, тем самым упрочил авторитет Франции и трона. И повелел возвести воздушную, невесомую, готическую с небывалой красоты витражами капеллу Сент-Шапель для хранения святынь, где они находились вплоть до Французской революции.
"В XVII - XVIII веках считалось, что готическое искусство – это что-то ужасное. Но в XIX вновь появился интерес к произведениям, созданным в Cредние века. Это произошло в том числе и благодаря выходу в свет в 1830-е годы романа Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери". Тогда решили начать реставрацию собора. К сожалению, некоторые фрагменты витражей были утрачены. Но тем, что вы видите, 800 лет. И они впервые вывезены из Франции", - говорит президент Центра национальных памятников Франции Филипп Белаваль.
В экспозиции представлены предметы разного времени, но у каждого уникальная история. Так, корона долго хранилась в доминиканском монастыре в Льеже, ее считали регалией Людовика. Позже выяснилось, что это реликварий. За хрустальными пластинами - частица Венца, фрагменты истинного Креста и Копья. В центре выставки – хрустальный реликварий, сделанный в 1806 году. Впервые Терновый венец был вынесен на поклонение в соборе Парижской Богоматери именно в нем.
Рядом с реликварием наполеоновского времени - документ XIII века. С ним столкнулся Людовик Святой, когда решил приобрести Терновый венец. Ему предъявили этот акт, из которого следовало, что святыня уже заложена венецианцам. Тем не менее, Людовик IX долго вел переговоры и за немыслимые деньги Терновый венец все же купил. В Москву реликвию везти не решились. Но представленные экспонаты сполна раскрывают личность Людовика Святого, не слишком хорошо известную российской публике, и помогают лучше узнать французскую средневековую культуру.
Читайте также:
Елена Гагарина рассказала о выставке в программе "Главная роль"
В Музеях Московского Кремля открывается выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"
В Музеях Московского Кремля готовят уникальную выставку "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"