Музей современного искусства "Гараж" встречает весну обновленной экспозицией
В Музее современного искусства "Гараж" весну, как и положено, встречают обновленной экспозицией. В эпицентре – первая в истории российского современного искусства триеннале, которая будет проводиться раз в три года. Для нашей страны это явление новое – мы все-таки привыкли к двухгодичному шагу – биеннале. Еще одно отличие этих крупномасштабных выставок – они международные. А в "Гараже" на этот раз сфокусировались на российском современном искусстве. Хотя зарубежные авторы тоже встречаются. Станислав Дорэ изучил проекты весеннего сезона.
Весна в "Гараже" начинается с радуги. Перед входом в музей знаменитый швейцарский художник Уго Рондиноне соорудил стометровую стену, на которой разместил полторы тысячи рисунков. Их авторы – дети с ограничениями по здоровью из разных городов России, по просьбе художника изобразившие это удивительное атмосферное и оптическое явление.
"Радуга – образ, к которому я часто обращаюсь. Для меня это символ свободы, чуда, а еще – это некий мост, объединяющий всех людей на планете", – признается Уго Рондиноне.
Выставка внутри музея объединяет пусть и не всех людей на планете, но точно самых ярких художников России. Первая триеннале готовилась около года. Шесть кураторов побывали во всех федеральных округах, посетили сорок городов, отобрали 68 авторов. Триеннале задумывалась как проект, понятный всем и говорящий на универсальном языке, но довольно быстро превратился в национальный, некий срез того, чем живет современная Россия.
"Этот проект о нынешней ситуации, о тех людях, которые живут здесь и сейчас. И они пытаются поговорить с нами на понятном нам же языке о том, что их и нас волнует", – говорит директор музея "Гараж" Антон Белов.
В проектах российских современных художников поднимаются актуальные и злободневные темы, много работ посвящено традициям и обычаям регионов. Лауреат премии Кандинского прошлого года Таус Махачева представляет Дагестан. Ее проект "Путь объекта" – это что-то вроде театра марионеток, в котором ведущие роли у копий экспонатов из Дагестанского музея изобразительных искусств: картины Васнецова "Птица Гамаюн", солонки XIX века, традиционного свадебного браслета.
"Эти три объекта рассказывают свое видение сегодняшнего музея, как он должен строиться, как экспонаты декоративно-прикладного искусства должны выставляться, и о том, каким они представляют будущее музея", – рассказывает художница Таус Махачева.
Многие авторы обращаются к истории нашей страны. Например, Ильгизар Хасанов – известный казанский художник и популяризатор современного искусства в Татарстане. Его инсталляция "Красное" состоит из до боли знакомых предметов советской эпохи. Художник шутит, что сам того нет ведая, попал в тренд и вслед за московскими музеями развивает тему "оттепели" в "Гараже".
"Мне это пока интересно. Может, это возрастное. И это даже не ностальгия, а попытка вспомнить и поговорить о времени, потому что его не то, чтобы забывают… Но надо понимать, как мы жили", – признается художник Ильгизар Хасанов.
Самый большой объект в обновленной экспозиции "Гаража" – инсталляция-времянка Ирины Кориной "Хвост виляет кометой", своего рода посвящение российским стройкам, реставрациям и реконструкциям.
Это трехэтажная инсталляция с крутыми лестницами, очень похожая на лабиринт. Повсюду вот такие банки. Публике предлагают заглянуть в них и определить, что за запах оттуда доносится. Здесь точно пахнет корицей. Инсталляция "Хвост виляет кометой" – легкий и веселый квест для посетителей весенних экспозиций в музее "Гараж".