Герои "Золотого ключика" представлены на выставке в Литературном музее
Как появился Буратино? Чем он отличается от своего прототипа Пиноккио? С кого были списаны Мальвина, Пьеро и Карабас Барабас? Можно ли считать "Золотой ключик" исключительно детской книгой? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в Литературном музее. Там проходит выставка "Крекс, фекс, пекс. Новая история деревянного человечка".
Конфеты "Золотой ключик", которыми угощает Мальвина, – сладкое и доброе начало выставки об истории деревянного человечка в русской литературе. Полакомиться в музее-квартире Алексея Толстого можно и "тремя корочками хлеба". Во дворе для юных и взрослых поклонников "Приключений Буратино" представлен капустник а-ля театр Карабаса Барабаса.
"Ровно 80 лет с той поры, как в газете "Пионерская правда" была опубликована или начала публиковаться классическая сказка Алексей Николаевича Толстого. А в этой сказке – не только ложь, но и добрым молодцам урок, и масса намеков. И оказывается, что эта сказка вбирает в себя и контексты Серебряного века, и русского народного театра , и атмосферу жизни – всё не передать словами", - говорит директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.
Литературный музей не первый раз в честь открытия выставки устраивает на улицах Москвы настоящее литературное шествие. Деревянную куклу Буратино, которую подарили когда-то Толстому, несут из его квартиры на Спиридоновке в музей в Трубниковском переулке. Там семь залов. Детям раздолье: лабиринты, марионетки, напольные игры.
В центре экспозиции – игра. У многих была такая в детстве. Перед нами поле с персонажами из сказки про Буратино. Кидаем кубик, выпало 2, идем на цифру 2. Теперь читаем вопрос, который соответствует цифре 2: "Из каких материалов папа Карло смастерил одежду для Буратино?". Если вы помните ответ, то продвигаетесь на три кружка вперед.
Пока резвятся дети, родители узнают о тех, кто мог быть прототипами знаменитых героев – Арлекина, Пьеро Мальвины.
"Что тут за фотографии, и почему они рядом: Блок, Менделеева и Андрей Белый? Это известный всем, любящим литературу Серебряного века, любовный треугольник. Мы могли бы назвать ещё целый ряд таких же треугольников, но это самый известный", - отмечает куратор выставки Инна Андреева.
То ли сказка, то ли роман для взрослых. Художник-концептуалист Игорь Макаревич изобразил Буратино, как он сказал, "полу-ангелами, полу-соглядатаями".
"Они ёрничают, циничны, следят за нами, вытворяют фокусы. Они не могут ничего изменить, они только соглядатаи. Но они могут вызвать улыбку и подарить надежду. Это был 1935 год, скоро начинался 1837-й, 1938-й и так далее. Это уже были очень трудные годы", - говорит Инна Андреева.
На выставке много рассказано и о прообразе Буратино – Пиноккио Карло Коллоди.
"Пиноккио возник в жизни Толстого в 1923 году, когда помог переводчице Нине Петровской сделать перевод сказки. Тогда было написано, что в обработке Алексея Толстого. Но на самом деле для внимательного читателя было очевидно, что там Толстой доминировал, там отовсюду лезли его словечки, чувствовался стиль", - комментирует куратор выставки Наталья Реброва.
Затем издательство "Детская литература" заказала Толстому написать свою версию Пиноккио. Так родился новый персонаж, похожий немного на русского Петрушку, - Буратино. Он, кстати, сразу стал гораздо популярнее итальянского прототипа. Сбежал в кино, театр и анимацию.