"Как одевался Великий немой" рассказывает экспозиция в Петергофе
«Мода как архитектура: главное – пропорции», – незабвенная Коко Шанель права в главном, но время всегда вносило в пропорции свои коррективы. Например, в конце XIX столетия иконами стиля стали звезды синематографа – «великий немой» тогда только появился и сразу совершил переворот в сознании модниц. В Большом Петергофском дворце открылась выставка, на которой можно увидеть, как выглядели петербургские дамы и кавалеры в конце XIX и начале XX веков.
В таких костюмах короли и королевы немого кино появлялись на экранах. Выставка «Как одевался Великий немой» – словно старая кинолента, на кадрах которой – роскошные вечерние туалеты, свадебные платья и одежда для прогулок. Только вот носили все эти наряды не киногерои, а петербургские модницы ушедшей эпохи.
Вера Холодная – первая русская кинозвезда, она создала на экране образ роковой женщины-вамп, утонченной и изысканной. Ей стремились подражать, выглядеть так же в обычной жизни. К примеру, одно из платьев сшито именно под влиянием фильмов с участием Веры Холодной. А другой наряд напоминает о нежной и трогательной Софье Гославской – ещё одной актрисе немого кино.
«Эстетика Серебряного века дополнена удивительными поэтическими строчками. Мы выбирали тех поэтов, которые жили в это время, творили в это время. Здесь есть и Северянин, и Саша Черный, и мой любимый Георгий Иванов. И такой комплексный подход к костюму создает удивительную игру времени», – рассказала генеральный директор музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая.
Совершить путешествие во времени можно и в другом зале дворца – Тронном. Здесь становится понятно, почему выставка открылась в Петергофе. Именно здесь 120 лет назад господин Люмьер впервые продемонстрировал синематограф императору Николаю Второму и его окружению. На время выставки Тронный зал вновь превратился в кинотеатр.
Все эти костюмы более двадцати лет собирала известный коллекционер Наталья Костригина. Наряды хранились в петербургских семьях: на чердаках, в старинных сундуках. Когда-то их носили представители высшего общества: дворяне, состоятельные купцы, и конечно, их супруги. В те времена женщины меняли свои туалеты до восьми раз в день.
«Что меня поразило: всё платье собрано из тесьмы. Это такая тоненькая тесьма, она сшита между собой белошвейками, и все это собрано из такой тесьмы», – отметила коллекционер Наталья Костригина.
Платье ручной работы – одно из самых дорогих в коллекции. Его создала петербургская мастерица. В конце XIX – начале XX веков Петербург считался столицей моды Российской империи. Хотя чаще всего костюмы заказывали в Париже. Так, вечерние наряды отличались особым шиком и многослойной конструкцией. К примеру, расшитую бисером или стеклярусом тунику можно было носить поверх цветного платья.
«Этот мог быть черный, красный, но часто это были яркие ткани насыщенных тонов, которые подчеркивали этот блеск, создавали эфемерность, воздушность, загадочность, потому что тогда должна была быть женщина-загадка», – пояснила искусствовед Юлия Павлова.
На выставке можно узнать, как менялась мода в начале ХХ века. На смену образу женщины-цветка, приходит строгий утонченный силуэт. Платья укорачивают и шьют из тяжелых тканей: парчи, бархата. Вместо изящных накидок без рукавов из мужского гардероба заимствуют пальто. Так женщины, ещё до революции, становятся более эмансипированными. Модные тенденции из обычной жизни переносятся на киноэкран.