В Театре "Сфера" состоялась премьера спектакля "Кабала святош"
2016-й год в столичном театре «Сфера» завершают булгаковской премьерой. «Кабала святош» - одно из двух произведений писателя, основанных на жизнеописании великого комедиографа Жана-Батиста Мольера. Режиссёр спектакля и исполнитель главной роли - народный артист России Александр Коршунов. Пьеса привлекла его драматическим конфликтом между теми, кто живёт по законам чувства, души, таланта, и теми, для кого важнее законы политики, порядка, разума. Рассказывает Валерия Кудрявцева.
Ставить и играть заглавную роль – дело сложное, признается Александр Коршунов. Такой опыт у него уже был – на сцене Малого театра, но в тех спектаклях роли были скромнее. Здесь же Жан-Батист Мольер – актер, драматург, пылкий влюбленный, острослов и неудобный подданный короля Людовика XIV – со всех сторон – главный персонаж.
«Рискнул действительно. В общем, этим грешат многие художественные руководители и главные режиссеры, чтобы и ставить и играть Мольера. Это вещь очень рискованная, но я решил дерзнуть, потому что все темы, заложенные в этом произведении, они очень близки, - говорит народный артист России, главный режиссер театра «Сфера» Александр Коршунов. - И нам вообще хочется очень, чтобы спектакль звучал: да здравствует театр! Да здравствует Мольер! Да здравствует искусство! Да здравствует талант!»
В основе спектакля – конфликт людей, живущих по законам чувства, сердца, души, таланта и тех, что существуют по законам политики, порядка, разума. Взаимоотношения власти и искусства, государства и личности, так ярко раскрытые в «Кабале святош», интересовали театр всегда – с момента первой постановки пьесы в начале 30-х годов прошлого века.
Актёры «Сферы» рады большой, с большим количеством ролей и редкой в наше время костюмной работе. Исполнитель роль Людовика XIV – Короля Солнца – Анатолий Смиранин – говорит, такую власть – безраздельную – играть сложно. Но притягательно.
«Александр Викторович настаивал, что это не бытовая история, и все что связано с королем – это человек у власти, и по идее надо добиваться такого ощущения, когда непонятно, о чем человек думает: он может улыбаться, и в эту секунду тебя ненавидеть», - рассказывает актер Анатолий Смиранин.
Для Татьяны Филатовой, исполнительницы роли Мадлены Бежар – актрисы, много лет преданно любящей Мольера, «Кабала святош» – это не только про художника и власть.
«О любви, о жизни, о стремлении к жизни несмотря ни на что. Жить надо в любой ситуации и выкарабкиваться. Мне кажется, даже Мольер, который умирает в конце, если бы он мог, он бы даже удивился, что он умер», - считает заслуженная артистка России Татьяна Филатова.
Текст Булгакова не меняли, но придерживались самой первой из нескольких версий пьесы. Главное её отличие, по мнению режиссера, кроется в последних словах. Во всех вариантах на вопрос, что стало причиной гибели Мольера, читателю предлагается выбор: немилость короля или черная кабала. И только в изначальном – ответ принципиально шире: причиной этого явилась судьба. Именно в этой мысли Булгакова, по мнению Александра Коршунова, и кроется главный смысл пьесы.