Исторический музей представил уникальные экспонаты
Государственный исторический музей представил новые поступления. В 2016 году на постоянное хранение в фонды одного из крупнейших музеев страны поступили уникальные вещи. В их числе, например, - часы императрицы Екатерины второй, документы времен Первой мировой войны, внушительная коллекция предметов крестьянского быта. Постоянное пополнение фондов - критерий развития любого музея. В Историческом итоги минувшего года 2016-го называют впечатляющими. Одной из первых новые экспонаты увидела наша съёмочная группа. Сообщает Алия Шарифуллина.
Государственный исторический музей – один из крупнейших в России. Подсчитано: чтобы обойти экспозицию придется сделать более 4 тысяч шагов – это около 3 километров. Если каждый экспонат осматривать всего лишь одну минуту, на все вместе уйдет полмесяца. И это только то, что представлено публике.
«В Историческом музее 15 фондовых отделов, естественно хранители заинтересованы в том, чтобы пополнить фонд. В среднем музей пополняется ежегодно где-то от 15 до 19 тысяч предметов», - констатировала главный хранитель Государственного исторического музея Марина Чистякова.
Один из самых богатых «уловов» – у отдела дерева и мебели. В коллекцию народного искусства поступило 130 предметов. Все – редкие, относящиеся к XIX - началу XX века. Например, сундуки. В это время крестьяне стали расписывать их не изнутри – как раньше, а снаружи. Украшенный со всех сторон сундук – значит свадебный. На праздник их делали несколько – разных размеров, а потом складывали, как матрешку. Свои традиции использования – у лубяных хлебных коробов.
«Эта вытянутая форма короба говорит о том, что он на два каравая. Короб всегда ставился на стол в красный угол. Распоряжался хлебом только хозяин – по членам семьи, по их возрасту и значению», - рассказала сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея Наталья Гончарова.
Большая коллекция прялок – около 90 штук. Все - из разных уголков России, каждая - с собственным характером. Ярославские «теремковые», к примеру, украшались изображениями коней и плывущих уток. На северных прялках – сюжетные композиции; на мезенских – густые краски, геометрические орнаменты. А вот жители Поволжья любили изображать русалок или «берегинь», как они их называли.
«Потому что в Волге плавали рыбы до 3 - 4 метров в длину. Можете себе представить, деревья наклоняются над рекой. От рыб в воде тесно, когда идет нерест. Некоторые, отталкиваясь друг от друга, попадали на дерево и там и оставались. Потому плывет кто-то и видит рыбий хвост… Ой, русалка!», - отмечает Наталья Гончарова.
В XIX веке появляется новый мотив – чаепитие. Самовар тогда позволить себе могли только зажиточные люди, поэтому его изображение на предметах быта – пожелание богатства и процветания. В коллекции Исторического музея появились и дуги, домашние перегородки; швейки, которые использовали до изобретения швейных машин. Все – резное, расписное, сказочное. В русском народном искусстве нет злых персонажей. Даже лев – улыбающийся, причесанный на прямой пробор – по подобию русского купца.