Театральный педагог Грэхем Диксон провел мастер-класс в усадьбе "Мелихово"
В музее-заповеднике «Мелихово» завершила работу Международная Чеховская школа. Уже седьмой год подряд ведущие деятели театра и кино проводят мастер-классы для молодых артистов не только из России, но и Европы, и США. В этом году десятидневную лекцию «Импровизирующий актер – поиск артиста в себе» прочел Грэхем Диксон – один из признанных в мире педагогов по технике Михаила Чехова.
Михаил Чехов в Мелихове никогда не был, да и вообще со своим дядей, Антоном Павловичем, виделся всего лишь однажды. Встреча произошла в Санкт-Петербурге, знаменитый драматург подошел к пятилетнему племяннику и сказал: из него точно вырастет талант. Теперь в талант Михаила Чехова верят во всем мире. А шесть молодых актеров специально приехали в Россию, чтобы не только поверить, но и проверить.
А вместе с ними впервые на родину актера и театрального педагога приехал Грэхем Диксон – художественный руководитель Студии Михаила Чехова в Лондоне. Диксон – родом из Австралии, в 16 лет познакомился там с учениками Чехова. Они научили его знаменитой актерской технике. Позже Диксон работал как театральный режиссер, а сейчас – преподает. Секреты – не свои, Чехова, – на протяжении десяти дней рассказывал актерам из США, Мексики, Испании и Словакии.
«Чехов много говорил о том, что актеру необходимо импровизировать. Даже когда у тебя есть текст, определенная роль. Надо быть готовым к импровизации еще до того, как начал говорить. Поймать этот самый момент. И тогда каждое появление на сцене будет новым, свежим, спонтанным», - уверен театральный педагог, художественный руководитель Студии Михаила Чехова в Лондоне Грэхем Диксон.
Cвязал разных актеров язык воображения. Каждый день по 5-6 часов они занимались поиском: артиста в себе. Выполняли иногда, на первый взгляд, странные упражнения, учились быть открытыми и старались переквалифицироваться из артистов играющих в артистов импровизирующих. Именно для этого многие проделали долгий путь. Роберто Роджо приехал из Мексики, по образованию он – инженер. В его родном Канкуне посещал актерские курсы, которые оплачивал муниципалитет, потом стал играть в театре, и тут – вдруг, узнал о мастер-классе в далеком Мелихове. Решил – а почему бы и нет. Правда, сначала все же сомневался.
«На первый взгляд, мне показалось сумасшествием ехать в Россию, это ведь так далеко от моего дома, но я влюбился в программу еще по описанию, и моя страсть привела меня сюда», - делится слушатель Международной Чеховской театральной школы «Мелихово» Роберто Роджо (Мексика).
А вот Иниго Галиано, который живет в Мадриде, сюда привели впечатления. Прошлой весной он уже приезжал в музей Чехова – принимал участие в Международном театральном фестивале «Мелиховская весна». И хотя не первый год выступает на сцене как профессиональный актер, побыть снова учеником – решил не раздумывая: пройти мастер-класс у Грэхема Диксона мечтал давно. За 10 дней получил столько информации, что сразу выделить главное – непросто.
«Очень трудно сказать. Наверное, нужно перестать заставлять себя идти против. Нас с детства учат, что мы должны с трудом добиваться чего-то, а надо просто расслабиться и работать в удовольствие, найти особое состояние», - говорит слушатель Международной Чеховской театральной школы «Мелихово» Иниго Галиано (Испания).
Мастер-класс проходит в рамках Международной Чеховской театральной школы. Идея ее создания пришла к Александру Грязнову и Виктору Мельникову 7 лет назад. Свои мастерские в разные годы уже провели – Леонид Хейфец, Лев Дуров, Никита Михалков.
«Работая с мастерами, друг с другом в этой атмосфере, происходит что-то магическое. Это незабываемо», - признается руководитель Международной Чеховской театральной школы «Мелихово» Виктор Мельников.
«Встряхнуть, показать новые подходы, может быть, старые, но забытые. В этом состоит задача школы», - отмечает руководитель Международной Чеховской театральной школы «Мелихово» Александр Грязнов.
В свой первый визит в Москву Диксон первым делом поехал вовсе не на Красную площадь, а в дом-музей Станиславского. Вопрос – Станиславский или Чехов, сейчас для актеров всего мира становится особенно актуальным.
«Все знают о Станиславском, а вот время Михаила Чехова, кажется, пришло только сейчас. Молодые актеры хотят работать по-другому», - подчеркивает Грэхем Диксон.
А вот Грэхем Диксон на вопрос: что делать актерам – жить или играть на сцене, отвечает неожиданно: талантливо, но играть. Жить – надо, когда закрылся занавес.