В Музее Тропинина развернута экспозиция "Лучистые образы Наталии Гончаровой"
Русский авангард в старинной купеческой усадьбе. Музей Тропинина известен, прежде всего, коллекцией портретной живописи – парадной и камерной. Но в фондах его хранятся и работы принципиально иного характера.
Музей Тропинина всегда специализировался на искусстве XVIII – XIX веков. Специальные выставки проходят не часто, а художников XX столетия здесь вообще никогда не показывали. Наталья Гончарова – первая. Её лучистые образы связали искусство разных столетий.
Готовя выставку, кураторы задумались: а что же общего у представителя романтизма и реализма Василия Тропинина и амазонки авангарда Наталии Гончаровой? Пришли к выводу, что это Александр Сергеевич Пушкин. Тропинин создал самый знаменитый его портрет, а Гончарова не просто тёзка его супруги, но и её правнучатая племянница. К тому же первой работой Гончаровой в театре стал «Золотой петушок» по тому же Пушкину.
Этот образ появлялся и в других её художественных работах, например, цикле «Война», созданном в 1914 году.
«Если мы вспомним сказку Пушкина "Золотой петушок", то старец, который подарил его, извещал войну, то есть он должен был быть посажен на высокую спицу, и как только он начинал громко кукарекать, он знал, что впереди опасность, и здесь Гончарова отталкивается от этого символизма и изображает именно петуха как предвестника войны», – объясняет заведующая выставочным отделом музея Тропинина Лиана Ахинова.
Наталия Гончарова много работала с писателями и поэтами. В экспозиции – её иллюстрации к произведениям Тихона Чурилина и Алексея Кручёных.
Заказами это трудно назвать, скорее совместное творчество. С поэтами – футуристами её связывала дружба. Кстати, Марина Цветаева, обожавшая Гончарову и написавшая о ней немало тёплых строк, была категорически против использования термина «иллюстрация» по отношению к работам любимой художницы.
«Она считала, что произведения Гончаровой не могут быть иллюстрациями. Это слишком заниженная планка для нее, и она говорила, что эти вещи являются воплощением этой поэмы в изобразительном искусстве», – рассказала заведующая выставочным отделом Музея Тропинина Лиана Ахинова.
Гончарова тесно сотрудничала с театральным деятелем Сергеем Дягилевым. Второй совместной постановкой должна была стать «Литургия» – эскизы к ней представлены на выставке. Но публика эту работу так и не увидела, по мнению кураторов, отчасти из-за самой Гончаровой. Костюмы были придуманы даже прежде либретто. Они получились угловатые, с жёсткими линиями, и хореограф просто не смог придумать, как в них танцевать. Постановка и так давалась трудно, а столкнувшись с очередной проблемой, Дягилев от «Литургии» решил отказаться.