Режиссеру-документалисту Виктору Олендеру исполнилось 75 лет
Кинорежиссёру Виктору Олендеру в субботу, 20 августа, исполняется 75 лет. Ему, выпускнику педагогического института, необыкновенно повезло, когда в начале 1960-х годов он попал на студию «Киевнаучфильм» и стал ассистентом выдающегося режиссёра Феликса Соболева. Виктор Олендер работал на картинах «Думают ли животные?» и «Семь шагов за горизонт», которые завоевали потом огромную популярность, и очень скоро вырос в самостоятельного, большого мастера кино. Сегодняшние зрители знают его документальные кинороманы - «Прерванная миссия» и «Пассажиры из прошлого столетия» и не только…
Виктор Олендер, как никто другой, прочувствовал и отразил трагический слом эпох, который достался всем тем, кто прожил значительную часть жизни в Советском Союзе и вдруг оказался в совершенно другом мире, будто на незнакомом вокзале. Так случилось и с героем Олендера - оператором-хроникером Израилем Гольдштейном, который запечатлел своей камерой главные события ХХ века, но никак не мог приспособиться к новому времени.
Виктор Олендер начинал под руководством Феликса Соболева с киноэкспериментов, которые полностью перевернули наше представление о языке и интеллекте животных. Но потом на «Киевнаучфильме» пришли к выводу, что самой главной тайной все-таки является сам человек и скрытые в нем фантастические сверхспособности.
Кинокритик Виталий Трояновский рассказывает: «Они занимались языком животных, интеллектом животных. Они вообще занимались всеми формами коммуникаций. Вплоть до космоса, до пришельцев, кожным зрением, вождением автомобиля с завязанными глазами. Хогвартс абсолютный».
Самостоятельную работу Олендер начал с того, что вынес эксперименты на улицу и заговорил не об уникальных, а самых обычных человеческих чувствах и переживаниях…
Виктор Олендер о своем фильме «А мама меня не любит» рассказывает: «Мне хотелось удивить формой, придумал такой показ, который мой учитель - гениальный Соболев - назвал – пространством Олендера. То есть мы снимали героев, снимали жертв героев, соединяя в одной панораме то, что соединить было невозможно. Но за счет того, что мы снимали на пересвеченных белых фонах, границы от панораммы к следующему человеку не было видно».
В 1974 году его картину «А мама меня не любит» признали лучшим кинодебютом Советского Союза.
Человек и его время – следующая тема, которая надолго увлекла режиссера. Так появился фильм «Контакты». В этом киноисследовании раскрылся и лирический дар режиссера. И не случайно лейтмотив фильма озвучила начинающая тогда звезда эстрады - Алла Пугачева – о том, что в современном мире прогресс идет, а человек становится все более одиноким.
Патологически неравнодушный и интересующийся всем, говорят коллеги про Виктора Олендера. Он и им постоянно напоминает: не терять контакт – быть друг к другу внимательными.
«Талантливых людей много, но среди них много мерзавцев. А Витя настолько искренний, честный, порядочный, упорный, что, может быть, с ним и тяжеловато работать. Но, я думаю, что вот в этом вся его прелесть», - делится Татьяна Скабард, режиссер документального кино.
«Прерванная миссия» - один из лучших фильмов Олендера. Его режиссер посвятил своему учителю. Для него, как и для Феликса Соболева, создание фильмов – не просто работа, это миссия - пробудить в каждом человеке его лучшие качества.