Собрание слов Большое интервью Андрея Шаронова

17 декабря 2014, 20:00

РУЖЕЙНИКОВ:  У нас сегодня в гостях ректор Московской школы управления Сколково Андрей Владимирович Шаронов. Здравствуйте, Андрей.

ШАРОНОВ:  Здравствуйте, Игорь.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, самый простой вопрос, который  вообще-то мне задавали мои приятели. Я говорю, вот ко мне приходит Шаронов на запись интервью, и говорят так: это Сколково. Я говорю: это не Сколково, это Московская школа управления Сколково.  17,5 тысяч раз вы в различных интервью объясняли, в чем разница  между просто Сколково, между фондом «Сколково» и Московской школой управления, не то, что разница, что это вообще разные вещи абсолютно. Тем не менее, вот давайте мы сначала о создании Московской школы управления Сколково, о том, что служило причиной создания, ну, вот короткая историческая справка, если можно.

ШАРОНОВ:   Московская школа управления Сколково совсем недавно отметила  свое 8-летие. Это крупнейшая частная бизнес-школа в постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Она была  учреждена 9 физическими лицами и 9 крупными компаниями. Это известные в России и в мире многие из них предприниматели, это такие крупные компании, как ТНК-BP, как банк Credit Suisse зарубежный, крупная индийская компания SUN Group, наши российские компании, такие как «Северсталь», ГУМ, и такие имена, как Александр Абрамов «Северсталь», Рубен Варданян «Тройка Диалог», Андрей Раппопорт  РАО «ЕЭС», Леонид Михельсон «Новатэк» и много-много других,  Валентин Завадников, Роман Абрамович. Я не назвал полный список.

РУЖЕЙНИКОВ:  Если кому-то понадобится полный список…

ШАРОНОВ:   Он есть у нас на сайте с картинками.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ради бога, да. Зачем появилась  идея создания этого заведения?

ШАРОНОВ:   Вы знаете, это знаковое событие, через которое проходят практически все страны. Это, если хотите, этап развития бизнес-среды и бизнес-сообщества. Если вы посмотрите на американскую историю, вообще считается, что культура бизнес-школ родилась в Америке, она родилась еще, скажем так, в конце позапрошлого века, и расцвет был уже в 1920-х годах и  особенно после войны в XX веке, то предприниматели, вот те, которые жили  в эпоху перехода дикого капитализма уже к организованному капитализму в Соединенных Штатах Америки, очень много денег вложили в образование. Причем не только в бизнес-школы. Бизнес-школы появились уже позднее, а в классические университеты, в университеты, названные собственным именем Меллон, Карнеги, Ротшильды, те люди, которые сделали баснословные состояния в той Америке XIX века. С определенного этапа они вкладывали в образование, и это была не только дань тщеславию, это была вера в то, что образование стабилизирует общество, увеличивает средний класс, снижает риски каких-то непредсказуемых развитий событий и, самое главное, обеспечивает рост качества этого общества и дает больше шансов для прогресса и успеха  в мировой конкурентной борьбе, которая и тогда была, а сейчас она только усиливается.

РУЖЕЙНИКОВ:   Ну, вы знаете, я с вами соглашусь, что очень многие из них руководствовались  совершенно не тщеславными интересами, но, возможно, просто многие из них просто платили долги обществу. Это страна, которая меня вырастила, это страна, которая позволила мне обеспечить свою семью до 17-го поколения, я возвращаю долги. Кто-то организовывал госпиталь  мемориальный, кто-то библиотеку, кто-то университет, или просто входил в состав  учредителей и давал очень много денег. Но у нас все-таки с Московской школой управления Сколково несколько другая история, по-моему, нет? Или похожая?

ШАРОНОВ:   Я не заглядывал в головы учредителям, и такой момент, наверное,  тоже был, но кредо этой школы, которое сформировали учредители, состоит в улучшении бизнес-реды в стране через рост качества управления и через приверженность предпринимательству, как образу жизни и виду деятельности. Вот это еще один пункт, который серьезно отличает Московскую школу управления от любой традиционной школы, потому что в мире школы, как правило, создавались для подготовки менеджеров, то есть наемных работников, которые работают в компаниях и государственных, и частных. Здесь с самого начала учредители сделали важный пунктик по поводу приверженности предпринимательству. Они все состоялись, как предприниматели. Предпринимательство имеет очень тяжелую историю в последнее столетие на территории России.

РУЖЕЙНИКОВ:   Точку мы не ставим на тяжелой истории, к сожалению.

ШАРОНОВ:   Да, к сожалению, мы не ставим точку. Долгое время в течение советского периода  это не просто не поощрялось, это было статьей в уголовном кодексе, и с таким наследием мы сейчас должны войти в рыночную экономику. И проблема здесь не только в отношении властей, проблема в том, что и в общественном сознании…

РУЖЕЙНИКОВ:   Это гораздо серьезнее.

ШАРОНОВ:   Это гораздо серьезнее, потому что все остальное это производное. Люди не связывают свое процветание с предпринимателями, и иногда власть спекулирует на этом, хотя власть должна говорить, что источник происхождения богатства - это наемные работники и предприниматели, которые рискуют своими деньгами, создавая эти рабочие места, давая возможность людям  заработать. Что деньги не из тумбочки, деньги не из государственного бюджета, деньги от налогов, которые как раз…

РУЖЕЙНИКОВ:   Нет, они, может, из государственного бюджета, но откуда они появляются в этом государственном бюджете, разумеется.

ШАРОНОВ:   Да, это очень важно. Поэтому важный пункт для предпринимателей, создавших школу, был еще и в развитии среды и в поощрении всего, что связано с предпринимательством - и  обучение, и изменение своей карьеры. К нам приходят многие люди, которые работают в корпоративном секторе и хотят понять, поучившись среди предпринимателей, а это их путь, это их выбор? Они смогут отказаться от стабильной зарплаты 5-го и 20-го с тем, чтобы рискнуть, найти деньги, стартовать свой бизнес и дальше уже зависеть во многом только от самого себя?

РУЖЕЙНИКОВ:   Это страшно, звучит страшно, на самом деле.

ШАРОНОВ:   Но это страшно интересно. Вот то, что я вижу у людей, это отдельная категория людей, которая об этом думает, которая заражается этим вирусом, потому что постоянно, находясь в школе, вы общаетесь с этими людьми, вы общаетесь с учредителями, вы видите позитивные примеры. Много негативных примеров и никто не застрахован, и мы знаем и из собственной жизни, и из классики, что удачная инвестиция, она одна из 10, одна из 20, которую ты должен сделать с тем, чтобы придти к плюсу. Неудача – это просто очередной шаг к удаче и существует разная статистика. Но вся статистика говорит, что количество неудач больше, чем удач.

 

Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.

Собрание слов. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет
  • Собрание слов

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация