Собрание слов Большое интервью Ирины Хакамады
Персоны
ХОЛИНА: У нас сегодня потрясающая гостья, одна из самых умных, красивых и необыкновенных женщин в России, это Ирина Хакамада. Здравствуйте.
ХАКАМАДА: Здравствуйте.
ХОЛИНА: Сегодня тема нашей программы – возраст, женщины возраст. За последние 25 лет примерно, мне кажется, человечество очень помолодело. Раньше были какие-то такие возрастные группы, вот в 30 ты представляешь из себя одного человека, ты одеваешься так, ты думаешь так, у тебя специальные планы, а сейчас где-то с 30 до 50, на мой взгляд, уже, собственно говоря, никакой разницы, и трудно отличить, трудно понять, какого человек возраста, и надо ли это делать. Но при этом мужчины в России, как мне рассказала подруга, могут заявить такие вещи, что женщина после 50 уже не женщина. Причем это говорится всерьез, это говорится близкими людьми, а не какими-то анонимными комментаторами в интернете, которые просто хотят тебя оскорбить. И, с одной стороны, это даже какой-то прогресс, потому что раньше, видимо, после 32 женщина уже не была женщиной, и, конечно, мне кажется, что есть возрастная дискриминация, очень сильная возрастная и сексуальная дискриминация женщин. Вот скажите, как вам кажется, это так?
ХАКАМАДА: Да, есть дискриминация, причем очень распространенная именно в России. Например, в Америке и Европе все-таки это не так актуально, потому что у нас все-таки общество мужское традиционное, и для них дискредитировать женщину по возрасту это таким образом скрыть, что у них у самих возрастные проблемы. Потому что, когда вам говорят, что после 50 женщина не женщина, то намекают на климакс, но никто не обсуждает, что у мужчины точно такой же климакс, мало того, он страшнее.
ХОЛИНА: Ну, да, безусловно, они как-то подспудно намекают на климакс, но намекают именно, может быть, не только на способность рожать детей, а на то, что вот эта женщина, мол, она уже для мужчин, в общем, для конкретного мужчины она не привлекательна.
ХАКАМАДА: Для какого мужчины?
ХОЛИНА: Ну, вот, наверное, который это говорит. Я думаю, что, может быть, это больше…
ХАКАМАДА: Смотря, сколько лет этому мужчине. Если этому мужчине 50, то да, он ищет молодость, как последний взлет своего либидо. Если это мужчина 30-летний, привлекательна, если она обладает стилем, мудростью и одновременно легкостью бытия. И таких связей сейчас огромное количество, просто это плодится каждый день – 50-летние, около 45-летние женщины выходят замуж за мужчин себя моложе от 10 и выше.
ХОЛИНА: Да, но мне кажется, что, по крайней мере, в России общество их осуждает, этих женщин. Мужчин никто не осуждает.
ХАКАМАДА: Если почитать наш интернет и Facebook, и Twitter, у нас кто только чего ни осуждает. Мы немного архаичны, поэтому не надо на это обращать внимания. Тренд мировой, объективно идет в ту сторону и Россия в этом тренде, это просто видно. Осуждают, не осуждают это их проблемы, все от злобы и ненависти ко всему окружающему из-за того, что сами несчастны.
ХОЛИНА: Да, это понятно. С другой стороны, есть какие-то традиции, в которых живут люди, и если все считают, не только особенно злобные комментаторы в интернете, что женщина, которая встречается с мужчиной моложе, что она какая-то ущербная, значит, она не нашла мужчину, который может о ней позаботиться, ну, и дальше начинаются всякие стереотипы в таком духе. С этим же надо жить, к этому надо привыкнуть и пойти против, получается?
ХАКАМАДА: Ну, подождите, у нас есть, например, Андрей Кончаловский, которому за 70, он женат на молодой актрисе и они рожают детей, творят все вместе, и никто не осуждает? Нет, не осуждает.
ХОЛИНА: Нет.
ХАКАМАДА: У нас есть Алла Пугачева и понятен ее брак. Ну, пообсуждали чуть-чуть злобно, а потом все успокоились, все равно большинство любит. А, если человек интересен не только своей личной жизнью, то тогда будут обсуждать то, что он делает. Если он ничем не интересен и только у него есть скандальный брак, тогда какое-то время пообсуждают этот брак, но все равно отстанут. Этого тренда нет в России.
ХОЛИНА: В смысле тренда, как осуждения?
ХАКАМАДА: Да, да, постепенно все уходит, все уже начинают привыкать.
ХОЛИНА: То есть вы думаете, что здесь женщину как бы не обвиняют в ее возрасте?
ХАКАМАДА: В России женщины составляют большинство, в России в последнее время женщины быстрее адаптируются к меняющимся условиям вот этой конъюнктуры, женщины психически более стабильны в условиях кризисов, рецессий и депрессий, и поэтому они фактически становятся трендообразователями. Поэтому, если им не хочется осуждать женщин, которые встречаются с молодыми людьми, этого в России не будет. Мужчины больше не определяют тренд, это их местечковое что-то, могут обсуждать между собой. Но я вижу, как те, которые осуждают, одновременно и восхищаются. Если появится женщина, рядом с ней будет не любовник, а прямо муж-муж-муж, и он будет моложе и красивее, то мужики начинают задумываться и прямо на нее смотреть с другой стороны - надо же, какая крутая, а, может, в ней действительно что-то есть, а, может быть, действительно в 50 лет женщина может быть крутой, все зависит от нее самой. То есть не так все прямолинейно.
ХОЛИНА: Может быть. Мне тоже странно, что женщины действительно в России очень ушли вперед, они лучше выглядят, они действительно более стрессоустойчивы, вот все, что вы сказали. При этом мужчины где-то, как мне кажется, застряли.
ХАКАМАДА: Они нигде не застряли, просто российская действительность предполагает мачизм - крупное индустриальное производство, мужчина руководит большими заводами, руководит полетами космических кораблей и так далее. А сейчас эта индустрия имеет конкурента в виде инновационных технологий, интернета, в виде искусства, как бизнеса, то есть огромное количество площадок, галерей, каких-то музеев и так далее, и всем этим очень активно занимаются женщины. То есть вот это обаяние металлургического завода, оно теперь не такое сильное. И в этих условиях, конечно, мужчина отходит немножко в тень.
ХОЛИНА: Был скандал пару месяцев назад, была статья в газете «Гардиан», где одна из женщин написала о том, что мужчина, они где-то встретились в баре, и вот они пришли домой, и он ее уже в постели, посмотрел на нее презрительно и сказал: «Ну, что-то ты слишком старая для меня, ты меня не возбуждаешь». И она написала возмущенный текст о том, что как вот так в современном мире ты можешь придти с мужчиной, а он не просто вежливо ушел, а еще и тебя обидел, именно упрекнув в том, что ты слишком стара.
ХАКАМАДА: Перепились.
ХОЛИНА: Перепились?
ХАКАМАДА: Конечно. Потому что, в принципе, нельзя отдаваться в первый же день. Во-вторых, у него просто либидо не хватило, он оправдался, потому что все слишком быстро. И, если женщина в возрасте, то ей нельзя спешить бросаться в постель, ей нужно обаять интеллектом, чувством юмора и создать некий образ. Мужчина влюбляется в этот образ и дальше он начинает распространяться на морщинки, на физику, на все, он уже в постели ничего этого не видит.
ХОЛИНА: Да, это, кстати, интересный момент, что мужчины действительно, когда у них в постели что-то не складывается, они всегда уверенно обвиняют в этом женщину.
ХАКАМАДА: Что в этом виновата женщина, да. Но у мужчины организм очень тонко настроен на либидо и, конечно, они в этом плане более слабый пол. У женщины либидо стабильное и, в принципе, у него нет ограничения по возрасту. У мужчины либидо более латентное, такое меняющееся, зависит от питания, от стресса, от возраста, от всего, и после 45 все-таки испытывают проблемы, поэтому кругом рекламируются препараты, похожие на «Виагру». Поэтому мужчина более нервно относится к своему состоянию, и чтобы защититься, он пытается это переложить на женщину, хотя понятно, что нет плохих женщин, а есть неумелый мужчина. Имеется в виду секс.
ХОЛИНА: Да, конечно. И это как раз, судя по знакомым мужчинам, Фрейд был, может быть, и прав отчасти, что женщины завидуют пенису, но, по-моему, все происходит наоборот, потому что мужчины действительно очень переживают из-за своих возможностей, и они говорят прям так, что женщина, она же всегда может.
ХАКАМАДА: Да, мне говорил один хирург, говорит, вам так повезло, вы, во-первых, всегда можете. Во-вторых, общество придумало все для того, чтобы в отличие от природы, где самец красавец, а самочка серенькая, человеческое сообщество все сделало наоборот. Поэтому вы можете краситься, колоться, стричься, удлинять ресницы, красить губы, тряпочки свои менять разноцветные недорого, а мы не можем, ну, что, у нас костюм, рубашка, ну, чуть-чуть вариаций. Мы не можем красить брови, удлинять ресницы, делать себе пластические операции, все это сразу видно и вызывает жалкий вид. Поэтому, конечно, мужчинам тяжелее конкурировать с женщинами.
Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов