Собрание слов Большое интервью Марии Арбатовой
Персоны
ГОЛУБКИНА: У нас в гостях Мария Ивановна Арбатова. Просто Маша, можно вас так называть?
АРБАТОВА: Ну, лучше Мария.
ГОЛУБКИНА: Мария.
АРБАТОВА: А то, когда меня в мои 57 лет называют Машей, так немножко напрягает.
ГОЛУБКИНА: Ну, я имела в виду Мария, конечно, но Маша… я тоже Маша.
АРБАТОВА: Машенька, ну, вы молодая и красивая.
ГОЛУБКИНА: Да ладно, практически ровесницы. Нет, я, конечно, могу называть вас Мария Ивановна, но это будет тоже как-то, знаете, уж не ахти.
АРБАТОВА: Ну, давайте Марией.
ГОЛУБКИНА: Марией, договорились.
АРБАТОВА: Потому что я и с мамой вашей хорошо знакома. Я мама такая рано родившая, мне только 20 лет исполнилось, и поэтому среди друзей моих сыновей часто встречаются люди, которые, ну, где-то там их старше. И поэтому у меня с детства было жестко заведено: тетя Маша. И все вот эти вот, особенно рок-музыканты, такие все страшные, лохматые, они где-то меня встречают и говорят: «Тетя Маша».
ГОЛУБКИНА: То есть можно называть тетя Маша, что ли?
АРБАТОВА: Легко, Машенька.
ГОЛУБКИНА: А, вот, тетя Маша. Тетя Маша, как вы поживаете, в первую очередь?
АРБАТОВА: Да ничего.
ГОЛУБКИНА: Как дома, как дети, как семья?
АРБАТОВА: Ничего.
ГОЛУБКИНА: Супруг?
АРБАТОВА: Супруг в порядке.
ГОЛУБКИНА: А вот мой папа говорил, между прочим, насчет ничего, когда у меня спрашивал, как дела, я говорю: «Пап, ничего», он говорил: «Между прочим, Маша, ничего - это пустое место».
АРБАТОВА: Мой папа тоже так говорил.
ГОЛУБКИНА: Поэтому давайте, рассказывайте, как все пережили осенний грипп, заболели, нет?
АРБАТОВА: Да нет, тьфу-тьфу, как-то ничего все.
ГОЛУБКИНА: Вы были не так давно, но это, правда, уже было в октябре, мне кажется, в Белокурихе, да, это называется?
АРБАТОВА: Да.
ГОЛУБКИНА: Расскажите, пожалуйста, что это такое. Потому что я глядела на фотографии, которые вы выкладывали, совершенно фантастической красоты места, вы до этого рассказывали мне лично, но не всем. Вот хотелось бы узнать, что это такое, и как вы это нашли?
АРБАТОВА: Ну, я на самом деле фанатка Алтая, и все это произошло так чисто кармически, потому что раньше я, как большинство российских граждан, а я напомню, что у нас только 11 процентов с той стороны Уральского хребта были, с этой стороны и соответственно наоборот, и когда людям говоришь: «А ты был на Сахалине?» Они на тебя смотрят, как на душевнобольного: «Туда 10 часов летать». При этом они легко летают там в Америку, а здесь, ой, блин, далеко, там медведи, пингвины и так далее. История была такая правильная с точки зрения нашей буддийской, потому что в год России и Индии мы с мужем были включены в какой-то совет такой придурочный, к этому моменту все деньги на празднование, конечно, разворовали, а хотелось что-то придумать, и в этот момент я оказалась в представительстве московском губернатора Карлина, и стала втюхивать ему идею памятника Рериха. Я к Рериху отношусь более чем сдержанно, поскольку я автор нескольких сценариев по документам службы внешней разведки, я очень хорошо знаю, что с 1920 года Рерих блистательно работал на ОГПУ, был прикрытием для торговли алмазами.
ГОЛУБКИНА: Какой молодец.
АРБАТОВА: И вся его мазня, конечно… В детстве у меня было изумление: как это, Рерих великий художник, как это, я тоже так могу. Но потом как бы стало яснее. И Рерих меня волновал не с точки зрения его как бы просветленности, хотя полмира какие-то рерихнутые, читают эту «Агни-Йогу», которая является, ну, такой как бы популяризаторской переделкой из первоисточников, и пипл хавает так же, как какого-нибудь Ошо, не зная, что Ошо там всемирный преступник, от которого отказалось 22 страны.
ГОЛУБКИНА: Да вы что?
АРБАТОВА: Ну, он был заметён за тоталитарную секту. Значит, что касается Рериха, то просто в городе Барнауле к этому моменту жил, можно сказать, выдающийся скульптор современности Владимир Войчишин, который во всем мире искусствоведов известен, как русский Сальвадор Дали в золоте. Он работает, в основном, в золоте и серебре.
ГОЛУБКИНА: Вот как, ну, в смысле, кольца?
АРБАТОВА: Нет, скульптор.
ГОЛУБКИНА: В золоте, из золота отливает?
АРБАТОВА: Да, его работы, он сюрреалист, так ничего, да? Барнаул, сюрреалист. У него там в Канаде квартира, он жил везде в мире, он владеет всеми техниками, в частных коллекциях во всем мире у Фиделя Кастро, у Селин Дион. Он единственный скульптор, прижизненно работа которого, «Скрипка Ротшильда», она из дерева, золота и серебра, куплена Эрмитажем. Единственный. Обычно у нас должен скульптор умереть. И вот этот Владимир Войчишин, совершенно удивительный человек, абсолютно не занимающийся ни пиаром, ни чем, ему бы только сидеть в своей мастерской и все это колбасить там свое. Я увидела выставку его работ в Госдуме совершенно случайно, потому что Алтайский край представляли. Ну, и как все здесь, просто открыла большую варежку. И когда Карлин сказал: отличная идея памятник Рериху, потому что у нас там на Алтае тропа Рериха, и туда приезжают все рерихнутые со всего мира, и тут, чего, деньги есть на рекреационную зону, идей нет, гениальная идея, спасибо, Мария Ивановна, сейчас будем пилить его, проведем конкурс. Я сказала: «Нет, конкурс проведете, а победит Церетели, это нам не надо. У вас свой гений». И дальше совершенно…
ГОЛУБКИНА: А он там живет?
АРБАТОВА: Да, он там, в этот момент он как бы вернулся из Канады.
ГОЛУБКИНА: У него там, грубо говоря, дача.
АРБАТОВА: Нет, там раньше была квартира, сейчас расскажу эту смешную историю. И дальше мистическим образом камнерезы ему привезли бесплатно кусок мрамора белого и серого на постамент, если вот вы откроете.
ГОЛУБКИНА: Я видела этот памятник.
АРБАТОВА: Чума, да? А если вы к нему подойдете там, где вот эта вся энергетика, это просто сносит крышу. Он выбрал, конечно, самое красивое место в Бирюзовой Катуни. Потом он долбал этот памятник в течение 8,5 месяцев и меня куда-то записали в какую-то российскую Книгу рекордов Гиннеса, как идеолога самого быстро поставленного памятника. Он же делал его для себя, как говорят на Украине, он сидел его и стругал.
ГОЛУБКИНА: Первый идеолог был Андрей Боголюбский. Он построил Покрова на Нерли за 8 месяцев. Вы второй.
АРБАТОВА: Нет, у нас памятник.
Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов