Собрание слов Большое интервью Бориса Хлебникова
Персоны
ДОЛИН: Сегодня наше «Собрание слов» посвящено прекрасному режиссеру, которого по инерции продолжают называть молодым режиссером, начинающим уже не называют, слава богу, и перестали считать его дебютантом. Он, на самом деле, автор уже многих картин, а теперь большого телевизионного фильма, хоть его еще и не показывали, но вскоре, надеюсь, покажут. У нас здесь в гостях Борис Хлебников. Боря, привет.
ХЛЕБНИКОВ: Привет.
ДОЛИН: Ну, давай тогда начнем с последнего. Я знаю, что ты человек, снимавший, хотя и всегда с замечательным юмором, но часто довольно драматические, серьезные, такие артхаузные, ненавижу это слово, но, в общем, не для широкого зрителя картины, вдруг или не вдруг взял и сделал большую многосерийную комедию для развлекательного телеканала. Что это такое, откуда это взялось, как долго ты над этим работал, рассказывай.
ХЛЕБНИКОВ: Ну, это уже длится, наверное, года два. Совершенно случайно эта история началась каким-то образом. Ну, началась она таким, что у меня закрылся большой телевизионный проект предыдущий, который я вместе с Сашей Родионовым, мы написали для «России», он был про такого известного священника Валентина Войно-Ясенецкого, это как бы его такая биография, был сериал. Его дали почитать в РПЦ, и в РПЦ его прикрыли, ну, как бы, не объясняя никаких причин. И соответственно, как только его прикрыли, на следующий день мне прислали предложение с ТНТ о том, чтобы почитать сериал под названием «Озабоченные». Мне как-то, в общем, сразу показалось, что это правильно после того, как прикрыли про церковь, сразу начинать читать «Озабоченные», я их стал читать. Тем более что с автором, с Семеном Слепаковым я давно, в общем, знаком, и один раз мы сотрудничали и весьма неудачно, это было по моей, скорее, вине режиссерской, и, честно говоря, мне хотелось второй раз попробовать это сделать и сделать нормально. Это такая комедия. Начиналось это вообще, как ситком, но в результате мы с Семеном вырулили в совсем другой какой-то жанр.
ДОЛИН: Ситком, то есть это где смеются за кадром?
ХЛЕБНИКОВ: Да, да. Но в результате мы вырулили на какое-то мелодраматическое, ну, скорее, это мелодрама, комедия. Снимали мы с Костомаровым это все дело, снимали мы все как бы с рук, актерам запретили играть смешно и, в общем, это получилось какой-то совсем не ситком, скажем так, и, в общем, все это мне было делать интересно.
ДОЛИН: Так и называется «Озабоченные»?
ХЛЕБНИКОВ: Он так и называется «Озабоченные», да.
ДОЛИН: Но тогда давай рассказывай, про что это, это про секс, про какую-то молодежную жизнь? Ну, просто я представляю себе так примерно аудиторию ТНТ и аудиторию вообще каких-то молодежных, комедийных или околокомедийных фильмов или программ.
ХЛЕБНИКОВ: Как бы сюжет ничего не даст нового, если я расскажу. Это три девчонки из Екатеринбурга очень разные, одна начинающая писательница, вторая ищущая богатства или мужчин, я не знаю, третья домохозяйка. Три девчонки приезжают в Москву, вот, собственно говоря, и их жизнь в Москве это и есть как бы сюжет этой комедии. Но, скажем так, мне показалось, что вот то, над чем мы работали, скажем, это не только над юмором, а над тем, чтобы это было как бы смешно не от каких-то гротескных вещей, а от узнавания, скажем, жизни. Когда ты, условно говоря, ну, что-то тебе рассказывают, а ты улыбаешься не из-за того, что кто-то упал и поскользнулся, а из-за того, что у тебя такое тоже было. Вот этот, ну, как бы юмор от моментов узнавания мы старались делать, и мне кажется, в общем, ну, вот это была наша какая-то главная задача.
ДОЛИН: Слушай, ну, вот простой вопрос, те люди, которые, ну, мы знаем, что они в кино ходят, в основном, и смотрят те вещи на телевидении, о которых сейчас примерно мы говорим, это вокруг 20 лет, это и 15-летние иногда, и 13-летние добираются, и 25-летние. Дальше уже у них меняются как-то интересы в другую сторону. Вот мы с тобой люди 40-летние, скорее. Понятно, что очень многие вещи быстро меняются поколенческие, что-то не меняется вообще, наверное. Насколько ты и было ли это для тебя важно, себя видел, узнавал, ты говоришь о ситуации узнавания, говоря с теперешними 20-летними и о них, рассказывая все-таки в очень длинном фильме? То есть длинный фильм предполагает очень глубокое погружение в каждого персонажа, в его поведение, в его характер, это не то же самое, что ты можешь двумя-тремя мазками в полнометражном фильме на большом экране сделать?
ХЛЕБНИКОВ: Ты знаешь, я как-то, честно говоря, абсолютно об этом не задумывался.
ДОЛИН: Я понимаю, что ты специально об этом не думал, но это то, что все равно, наверное, происходило?
ХЛЕБНИКОВ: Ты знаешь, нет, не происходило, потому что, видимо, я об этом ни разу не задумывался, этого и не происходило, и какого-то, скажем, момента того, что мне как-то специально надо было за ними последить, у меня такого не было. Мы взяли трех героинь, на самом деле, которые очень точно себе все это присвоили, и в результате они как бы там, они уже как-то понимали, что они могут делать, что не могут делать уже буквально через два месяца работы.
ДОЛИН: А как ты актеров и актрис выбирал? Ну, наверное, процесс совершенно другой, чем в случае, ну, сравнительно малобюджетного полнометражного фильма?
ХЛЕБНИКОВ: Нет, ты знаешь, там так получилось, что уже был, когда я пришел туда, там был неудачно снятый пилот, и, скорее, там, ну, как бы основная часть, ну, три главные героини уже были выбраны. И меня совершенно не смутил этот выбор, он мне очень понравился. Я там, скорее, поменял еще трех персонажей, если говорить об основных. Но это ничем совершенно не отличается от кино, потому что просто, ну, как бы это абсолютно та же самая история, что тебе нужно на кастинге найти людей, которым будет не сложно это делать, и которые очень похожи на своих… Я не люблю и мне не интересно заниматься с актерами перевоплощением, чтобы они делали что-то необычное для себя. Мне кажется, скорее, это театральная история, а для кино это как раз, наоборот, чем ближе человек к своему персонажу, тем достовернее дальше все происходит.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов