Собрание слов Большое интервью Мариэтты Чудаковой
Персоны
МИТРОФАНОВА: Сегодня у нас в гостях Мариэтта Чудакова, член Европейской Академии, профессор Литературного института в Москве. Ну, для тех, кто разволновался, это институт имени Горького, и по некоторым данным он сам его и придумал.
ЧУДАКОВА: Да, да.
МИТРОФАНОВА: Мариэтта Омаровна, здравствуйте, дорогая вы наша. Вы были у нас как-то в эфире в программе «Любовь и голуби», меня зовут Рита Митрофанова, я очень рада вас вновь видеть. И, знаете, однажды какой-то взрослый дядя, интервьюер, седой такой уже, умудренный опытом, сказал, что труднее всего интервьюировать людей, которые тебе нравятся, которых ты любишь. А почему так бывает, вы не знаете? Ну, вот почему?
ЧУДАКОВА: Мне всегда легко с людьми нашими, ну, и во всем мире, но с российскими особенно, за исключением тех, кто абсолютно уверен в своей… что он человек малообразованный, а он уверен, что он все равно лучше всех все знает, вот с этими тяжело. С остальными мне легко.
МИТРОФАНОВА: Ну, может быть, тогда я у вас попросила небольшой такой аванс доверия, поскольку я далеко не самый образованный человек в этом мире, но очень люблю юмор и иронию, самоиронию. Но в данном случае…
ЧУДАКОВА: Самоирония, это английская черта, между прочим. Вот в литературе английской всегда видно это и вообще у британцев самоирония, а у нас иногда не хватает.
МИТРОФАНОВА: Ну, мы сказали друг другу пару слов и очень хотелось бы вас спросить о многом, о том, чем вы сейчас занимаетесь, над чем работаете. Но поводом, непосредственным поводом вас позвать в эфир в программу «Собрание слов» послужила книга «Не для взрослых», и, имея дочь почти 8 лет, я, конечно…
ЧУДАКОВА: О, самый возраст.
МИТРОФАНОВА: Я вцепилась в эту книгу, в свою дочь и, естественно, в вас. Давайте начнем с этой книги, полки первой, второй и третьей, и вообще порассуждаем на тему воспитания детей в современном мире.
ЧУДАКОВА: Понимаете, что в современной, что не в современной, мое такое мнение, что человек формируется до 17 лет примерно, дальше уже все труднее, уже он сформирован. Меняются, бывают духовные переломы у людей, все такое, это все возможно абсолютно. Недаром пел Шаляпин на слова Некрасова: «Вдруг у разбойника лютого совесть господь пробудил». Все бывает. Я сама была в комиссии по помилованию 7 лет и сталкивалась, каждую неделю мы заседали, естественно, на общественных началах, я не признаю другого общения с властью, но и там видно было, что да, люди совершенно раскаялись в некоторых своих преступлениях.
МИТРОФАНОВА: Им было больше 17 лет, я думаю.
ЧУДАКОВА: Конечно, конечно. Я говорю, духовный перелом бывает, но формируется до 17 лет. И, на мой взгляд, главное, многое, что формирует человека, но главные две вещи, всего две – семья и книги. Какие книги попались до 17 лет, таким человек отчасти и будет. Не попали книги правильные, назовем их так, человек под влиянием их формируется. Взрослый человек, я вот сама доктор филологических наук, но смело заявляю: на взрослого, на его мораль ни Достоевский, ни Толстой уже не действуют. Человек может начитаться Достоевского и Толстого и пойти совершать преступления, быть коррумпантом, обирать людей и так далее.
МИТРОФАНОВА: Абсолютно.
ЧУДАКОВА: Абсолютно, да. Когда говорят: как, как? А вот так. А вот до 17 совершенно другое дело. Конечно, есть еще один такой фактор. Каждый из нас помнит какие-то встречи со взрослыми людьми замечательными. Вот достаточно иногда встречи с одним человеком, если кому в семье своей не хватало, мне лично хватало в семье своей, у меня старшие еще были замечательные братья и так далее, и отец, и мать, очень повезло с семьей. Но бывает такое, что или мать-одиночка, или вообще там пять, и вдруг человек встречает взрослого человека, который производит на него сильнейшее впечатление.
МИТРОФАНОВА: Авторитет.
ЧУДАКОВА: Авторитет, да. Тут важно, чтобы не оказался он авторитет в современном смысле слова.
МИТРОФАНОВА: Нет, нет, это мы не будем даже смотреть.
ЧУДАКОВА: Самое главное вот это. А бывает, что человек, мальчик особенно, подпадает под влияние как раз вполне преступного авторитета. Но вообще вот, если мы берем общий случай, то да, встреча бывает. Почему очень важно, я считаю, наша интеллигенция мало это делает, недостаточно. Очень важно ездить по стране, встречаться в селах, везде со школьниками и что-то им важное, интересное рассказывать. Вот они видят московского, российского доктора наук и так далее, и они, у них может очень многое измениться, я с этими вещами сталкивалась.
МИТРОФАНОВА: Вполне возможно, что в таких отдаленных частях России слушают радиостанцию «Маяк» по традиции иногда.
ЧУДАКОВА: Совершенно верно. Пусть даже не сам приехал, а услышал что-то очень важное по вашему радио. Я придаю вообще радиостанциям нашим знаменитым, к которым ваша относится, очень большое значение, потому что телевидение настолько, простите, изовралось, что его многие уже просто, что называется, простые люди и то не смотрят. А радио все-таки сохраняет, на мой взгляд, какой-то критерий, вот мне так кажется.
МИТРОФАНОВА: Ну, если говорить о критериях и авторитетах, то берем тогда сразу книжный авторитет. Какое значение книга имеет для человека?
ЧУДАКОВА: Вот я сейчас вам скажу, что сейчас происходит вообще. Сейчас вот эти знаменитые, теперь надо ставить на книгах 6+, 12+, что не надо читать до 12 лет, что можно читать только после 12.
МИТРОФАНОВА: Ну, вы против маркировки возрастной. Вы считаете, что читать нужно любому возрасту.
ЧУДАКОВА: Нет, я сейчас скажу, все, я сейчас договорю, Маргарита, извините, просто свою мысль сформулирую. Я уверена, просто уверена, мой весь жизненный опыт филолога и так далее, что нет книг, которые читать рано из книг «золотой полки», я говорю, за исключением тех, надо продолжить, которые не надо читать никогда.
МИТРОФАНОВА: Ну, может, и так.
ЧУДАКОВА: Вот те, которые в течение жизни надо прочитать, включая классику и нашу, и зарубежную, их, если человек берет, даже он взял в 10 лет «Анну Каренину», он полистал, он сам не будет ее читать, он увидел, что ему не по зубам, он отложил, ничего страшного. Поэтому то, что сейчас ставят преграды… Я прочитала потрясающий, потом не могла его найти в интернете, что не надо читать до 12 лет, только после 12, длинный список, среди них называют два произведения, от которых можно, услышав это, можно закачаться на своем стуле.
МИТРОФАНОВА: Например?
ЧУДАКОВА: «Дюймовочка» и «Сказка о Царе Салтане».
МИТРОФАНОВА: Так, странно.
ЧУДАКОВА: Если я увижу, я могу сказать только противоположное, если я увижу 13-летнего парня, который с интересом читает впервые в жизни «Дюймовочку», мне кажется, его надо немножко освидетельствовать хотя бы у психолога, если не у психиатра.
Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов