Собрание слов Большое интервью Светланы Захаровой
Персоны
МАКСИМОВ: Я прямо, вот честно вам скажу, без кокетства, не верю происходящему, потому что мы очень хотели пригласить этого человека, который пришел, а он пришел. Мы хотели пригласить, человек пришел. Светлана Захарова, Народная артистка России, солистка Большого театра у нас в гостях. Добрый вечер.
ЗАХАРОВА: Добрый вечер.
МАКСИМОВ: Вы знаете, Светлана, я вот, думая о передаче, готовясь к ней, я решил, что я начну с самого главного вопроса для меня, важнейшего: зачем человеку ходить на балет? Абсолютно условное искусство, абсолютно. Никогда человек, который смотрит на умирающего лебедя, лебедя не жалеет, ну, то есть такого вот прямо сопереживания нет. И, тем не менее, люди ходят на балет по всему миру, и он там, мы сейчас поговорим про всякие тенденции и так далее. А зачем? Как вам, вот как одной из самых известных наших танцовщиц кажется, зачем человеку ходить на балет?
ЗАХАРОВА: Вы знаете, наверное, первое, что мне пришло сейчас на ум, скажем так, это, конечно же, вот эта магия искусства, которая присутствует на сцене. Если это концерт, это одни ощущения, если это спектакль, мне кажется, человек приходит немножко забыть о какой-то повседневной жизни и погрузиться в эту сказку, в искусство, сказочное искусство. Все-таки оно действительно какое-то у нас не реальное. Особенно здорово, если публика или зритель попадает на хороший состав артистов, исполнителей, на спектакли с высоким качеством, то, конечно, такие спектакли долго не забываются, и это уже потом тянет, как магнит, мне так кажется. Потому что я сама куда-то попадаю, что-то вижу, мне потом хочется снова и снова смотреть, ходить и наслаждаться этим.
МАКСИМОВ: То есть человека обязательно надо вырвать из повседневности и погрузить в какую-то другую жизнь?
ЗАХАРОВА: Ну, все, конечно, по-разному относятся к театру. Кто-то просто, как говорится, выгулять себя, показаться на хорошей публике, потому что действительно театр, особенно балет, да и опера, в общем-то, она не всем открыта и не всем понятна, и, в общем-то, это такая, довольно-таки узкая, наверное, скажем так, каста людей, которая может позволить себе и понять, и почувствовать это. В общем-то, такая, не для широких масс, это не поп-музыка, которая, в общем-то, нравится и не нравится, всем она понятна. Здесь нужно проживать и думать очень много, когда смотришь.
МАКСИМОВ: Так получилось, что у меня есть близкие друзья балерины, несколько балерин, и я ходил на репетиции балетные, или, например, я репетировал, делал спектакль с Илзе Лиепой, когда мы потеряли три часа, я сказал, что все, она сказала: «Как все? Три часа это очень мало». Я видел, как репетируют балетные актрисы. Это невероятный труд, невероятный. Я просто говорю, вам-то это говорить не надо, это история, когда люди практически падают. Вот они работают так, как не работают драматические актеры. Ради чего?
ЗАХАРОВА: Ну, это уже у нас заложено с детства. В 10-летнем возрасте, когда приходишь в балетную школу, здесь уже, конечно, такой азарт начинается, сначала детский, потом уже что-то происходит с тобой, что ты просто не можешь себе позволить быть хуже остальных. И, конечно же, уже с 10-летнего возраста начинается так, что нужно работать, это воспитание, прежде всего, внутреннее воспитание, сила воли, все это вырабатывается еще со школьной скамьи, и поэтому, когда уже становишься взрослым артистом, уже другой жизни не знаешь, просто не знаешь, и ощущение вот лично для меня, что это норма жизни. Я знаю, что это тяжело, потому что в моей творческой жизни был год, период, когда я не работала, я была в декретном отпуске, я поняла, что такое нормальная жизнь, я действительно поняла и почувствовала и, честно говоря, я действительно ощутила, что это очень сложно, что это, правда, невыносимо сложно и для женщин особенно, я думаю.
МАКСИМОВ: Тем не менее, декретный отпуск закончился, и вы пошли опять?
ЗАХАРОВА: Да. Вы не представляете, через месяц меня просто, как ветром сдуло из дома, я побежала заниматься, потому что мне ужасно этого не хватало. Мне не хватало этого каждодневного труда, выхода на сцену, в общем, все, все, все, к чему я привыкла.
МАКСИМОВ: Это болезнь?
ЗАХАРОВА: Ну, наверное. Скорее всего, это уже образ жизни даже, по-другому себя не ощущаешь. И вот этот страх, когда ты понимаешь, что все равно всему приходит конец, и только думаешь, когда, и думаешь, даже не то, что думаешь, а стараешься об этом не думать. Поэтому вот этот страх, что когда-нибудь прекратятся эти нечеловеческие, скажем так, нагрузки, придется закончить…
МАКСИМОВ: Страх, что прекратятся нечеловеческие нагрузки?
ЗАХАРОВА: Да.
МАКСИМОВ: Не желание этого, а страх этого?
ЗАХАРОВА: Да, страх. Страх, потому что организм к этому привыкает, и, наверное, многие балетные очень правильно делают, постепенно уходят со сцены. Они ходят еще заниматься многие, несмотря на то, что уже на сцену не выходят, но занимаются в классе обязательно и поддерживают себя в форме.
МАКСИМОВ: А вы думаете о том, чем будете заниматься дальше?
ЗАХАРОВА: Ну, вот я стараюсь об этом не думать пока.
МАКСИМОВ: Почему?
ЗАХАРОВА: Страшно. Не хочется, чтобы что-то менялось в жизни, пока меня все устраивает.
МАКСИМОВ: Но оно же все равно будет меняться, рано или поздно оно же будет меняться?
ЗАХАРОВА: Ну, я думаю, что я буду что-то, как-то больше связана с детьми, работа с детьми. Потому что уже сейчас я очень много, у меня есть благотворительный фонд, мой фонд, который поддерживает балетное искусство и студентов, и ветеранов сцены. Вот 24 марта пройдет в «Лужниках», в Концертном зале «Россия» пройдет первый детский фестиваль танцевальный, называется «Светлана». На нем будут представлены разные жанры – и классическая хореография, и народный танец, и современный танец. Из многих уголков нашей страны съедутся более 400 детей на этот фестиваль. Это вот такая, наверное, первая какая-то зацепка, может быть, тем, чем я буду в дальнейшем заниматься.
МАКСИМОВ: То есть хореографа Светланы Захаровой мы не увидим?
ЗАХАРОВА: Нет, ни в коем случае, я исполнитель, я не хореограф.
МАКСИМОВ: Почему?
ЗАХАРОВА: Ну, господь дает таланты людям, мне господь дал исполнительский дар, и, честно говоря, мне даже никогда не приходило в голову, что я могу что-то поставить. Даже, когда я пыталась что-то придумать, у меня ничего не получалось. Я поняла, что я могу воплощать мысли и идеи хореографа в жизнь, нежели сама что-то придумывать.
Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов