Картинка

Собрание слов Большое интервью Айдан Салаховой

9 февраля 2015, 20:00

Персоны

ХОЛИНА:    У нас в гостях Айдан Салахова, галеристка, замечательная художница, одна из лучших русских современных художниц, Айдан Салахова. Привет.

САЛАХОВА:   Привет, добрый день.

ХОЛИНА:   Сегодня мы будем говорить на такую сложную тему, как женственность, и я решила ее рассмотреть, потому что  мне кажется, что с этим  в нашем современном обществе связано слишком много каких-то странных ожиданий. Если, например, одна женщина хочет другую задеть, то она о ней говорит, что та не женственна. Собственно говоря,  это немножко странное понятие, которое никак толком не описывается, это некая совокупность качеств, которые мы считаем, что эти качества принадлежат женщине. Часто это что-то вроде нежности, покладистости, послушности, ну, это, если верить «Википедии», которая так пишет. Вот для тебя эта самая женственность, ты ее как-то для себя определяешь, ты вообще о ней думаешь,  как  о явлении для себя лично?

САЛАХОВА:   Нет, для себя я о женственности не думаю. Но есть понятие женственность, оно очень разное с мужской точки зрения, а мое понятие женственности с точки зрения художника, оно вообще другое, и с точки зрения женщин это вообще какое-то третье понятие.

ХОЛИНА:   Ну, расскажи последовательно, вот с мужской точки зрения, это как?

САЛАХОВА:   Ну, давайте сейчас поведенческий аспект не будем брать, а чисто визуальный…

ХОЛИНА:   Ну, это вот как?

САЛАХОВА:   Женственность с точки зрения поведения это покладистость, как ты сказала,  такая должна быть нежная, такой некий литературный образ, который у мужчин в головах воспитан нашей литературой.

ХОЛИНА:   Ну,  то, что называется «тургеневскими барышнями», так условно очень.

САЛАХОВА:   Да, с одной стороны. При этом как бы визуально она должна быть такая с сиськами, с губами, с попой и так далее, и поменялся стандарт 90-60-90, немножко он поменялся в другую сторону у мужчин.

ХОЛИНА:   В какую?

САЛАХОВА:   Ну, грудь стала побольше, попа тоже стала побольше.

ХОЛИНА:   А, то есть типа 105.

САЛАХОВА:   Да, 105, да. И губы стали побольше.

ХОЛИНА:   Губы, мне кажется, тоже 105.

САЛАХОВА:   А с точки зрения художника визуально, то для меня, конечно, худая женщина, совсем худая, она не является женским таким для меня женственным образом, потому что худую девушку рисовать, женщину очень как-то неинтересно.

ХОЛИНА:   А с какой точки зрения неинтересно? Это не сексуальное что-то?

САЛАХОВА:   С точки зрения линий. Ну, я как художник рассматриваю, то есть я не с точки зрения сексуальности рассматриваю, а с точки зрения линий, образа, пропорций и так далее. То есть для меня худую девушку нарисовать очень сложно, не получается, ну, не складывается образ. А с точки зрения женщин, вообще спутанное понятие, что такое женственность. Поведение отдельно, образ отдельно, потому что они никак не могут сложить то, что они внутри и то, что от них  хотят снаружи.

ХОЛИНА:   Женщины не могут сложить.

САЛАХОВА:   Да. И получается такой хаотичный, особенно у русских женщин образ.

ХОЛИНА:    Ну, а что ты имеешь в виду «не могут сложить» вот это вот?

САЛАХОВА:   Ну, с точки зрения мужчин, им кажется, что мужчинам очень нравится, то есть они делают силиконовую грудь, раскатывают себе губы до каких-то немыслимых размеров. Ну, вот все девушки наши, если ходишь по ночным клубам, все похожи, как на одно лицо - прямой пробор, длинные волосы, грудь, губы, попа, мини, каблуки. Это кажется, вот как бы им это кажется очень женственным. При этом отличается  совершенно от поведения.

ХОЛИНА:   А поведение какое? Грубое, хамское?

САЛАХОВА:   Грубое. Хабалистое, я бы так сказала. И вот эта вот нестыковка внутреннего, внешнего и поведенческая модель, оно как бы вносит такую шизофрению в женские головы, мне кажется.

ХОЛИНА:   Слушай, ты знаешь, да, сейчас, мне кажется, интересная такая мысль, что вот  девушки даже не столько, может быть, пытаются понравиться мужчинам, сколько скрыть, может быть, действительно какую-то свою эту вот хабалистость, которую ты упомянула.

САЛАХОВА:   Да, то есть воспитания такого нет.

ХОЛИНА:   В смысле, хорошего или женственного?

САЛАХОВА:   Женственного, я бы так сказала.

ХОЛИНА:    Ну, ты понимаешь, ну, вот вся вот эта женственность такая общепринятая, это ведь тоже какое-то, опять же и губы эти, и желание так понравиться мужчине, чтобы он точно мимо не прошел. Ты просто настолько противоположный человек внешне, мне кажется, и внутренне, но при этом мы с тобой так приблизительно одного возраста, и мы росли же в какой-то классической среде, когда девочки мечтали выходить замуж. Соответственно, чтобы выйти замуж, она хотела выйти замуж, стать домохозяйкой, быть на содержании у мужа, и надо было быть какой-то милой, и готовить, ну, вот такие были стереотипы, и быть, наверное, женственной. Ты помнишь какие-то моменты, почему ты не стала такой?

САЛАХОВА:   Ну, я помню, что я совершенно не мечтала выйти замуж. То есть, когда девушки, подружки все время мечтали выйти замуж, я никак не могла поддержать эти беседы, потому что для меня это было как-то, ну, вот это вот белое платье, замужество, семья, как-то это все было не про меня. То есть я стыдилась об этом говорить, потому что это было как-то не принято, а внутренне я совершенно не принимала эту модель. То есть у меня внутреннее все время было сопротивление чудовищное.

ХОЛИНА:    А у тебя была свадьба с платьем и так далее?

САЛАХОВА:   Нет, слава богу, нет, потому что я расписалась на 9-м месяце беременности в Америке со своим мужем, и то надо было для документов.

 

Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.

Собрание слов. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет
  • Собрание слов

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация