Собрание слов Большое интервью Николая Бурляева
Персоны
ГОЛУБКИНА: Здравствуйте.
БУРЛЯЕВ: Здравствуй, Маша.
ГОЛУБКИНА: Здравствуйте, Николай Петрович. У нас в программе «Собрание слов» Николай Петрович Бурляев. И, конечно, мы скажем, что Николай Петрович впервые сверкнул, когда ему было 13 лет, в фильме «Мальчик и голубь» и получил приз за лучшую роль, или лучший дебют это был, или роль, это как называлось?
БУРЛЯЕВ: Фильм получил премию в Венеции.
ГОЛУБКИНА: А роль была уже следующая в «Иванове детстве»?
БУРЛЯЕВ: Да.
ГОЛУБКИНА: Да, тоже Венецианский кинофестиваль, это все «Золотые львы» были. «Бронзовый лев» за «Мальчик и голубь» и «Золотой», это было самое начало. А потом за всю жизнь было больше 40 или почти 50 картин, да?
БУРЛЯЕВ: 70.
ГОЛУБКИНА: Даже 70, я не досчитала. Но последние годы вы так очень выборочно, я так понимаю, снимаетесь.
БУРЛЯЕВ: Как в том анекдоте, можно было бы отделаться тем, что, мол, вот, я отказываюсь 20 лет после роли Иешуа Га-Ноцри играть где бы то ни было, всего лишь два эпизода - царь Николай в «Адмирале» и Тютчев у Натальи Бондарчук. Но, в принципе, и предлагают-то мало, как в том анекдоте, именно, что о Джо неуловимом. «Вон неуловимый Джо поскакал. Что, его никто поймать, что ли, не может? Да на фиг он кому нужен». Ну, не нужен сейчас Бурляев нашему кино.
ГОЛУБКИНА: А почему?
БУРЛЯЕВ: А потому что такое кино.
ГОЛУБКИНА: С вами сложно, что ли?
БУРЛЯЕВ: Нет, со мною очень просто, я один из самых, так сказать, дисциплинированных артистов, отдающихся полностью роли. Просто не нужны сейчас такие актеры, как Бурляев. Это я понимаю, я покойно к этому отношусь и жду, то есть я даже и не жду, я просто понимаю, что придет то время, когда вновь я появлюсь на экране, может, в собственной работе у себя, как режиссера.
ГОЛУБКИНА: Ну, вот я вчера, когда готовилась к эфиру, я разговаривала с собственной тетей, Ирочкой Могутой, которая жена Кирилла Александровича Ласкари, если вы помните.
БУРЛЯЕВ: Помню, конечно.
ГОЛУБКИНА: Вот, и я говорю: «Ирочка, скажите, пожалуйста, я говорю, вот как интересно, Николай Петрович такой артист подлинный, ну, то есть по органике потрясающий, просто гениальный, а почему сейчас практически не видно его?» Мы сошлись вместе на том, что, мы так решили за вас, что вам настолько необходима честность, что вы ее просто стали где-то в другом месте находить, искать, но не… То есть просто фальшиво врать в кино, видимо, вам невозможно.
БУРЛЯЕВ: Маша, если бы были роли достойные, если бы мне не предлагали те роли, которые уронят то, что я делал до сих пор, то я бы, естественно, это делал. Но еще и…
ГОЛУБКИНА: Ну, а как «не боги горшки обжигают», и «сыграть можно даже поваренную книгу»?
БУРЛЯЕВ: Нет, я не хочу играть поваренную книгу. Читая Евангелие на ночь, читать потом поваренную книгу, это пусть делают другие. Но тут еще, Маша, вот какая вещь, я на каком-то отрезке жизни потерял интерес к актерскому творчеству. Мне стало это не, так сказать, интересно. Ну, что, ну, все уже было, обложки журналов, презентовали это звездой, портрет рядом с Мастроянни, с Софи Лорен, а я думал, какая я звезда. Что за звезда? Что за глупость? Это все было, я как бы вырос из этих актерских штанишек. Но поразительно вот что, что даже вот после «Иванова детства», когда я попал в Театр Моссовета к Юрию Александровичу Завадскому, и партнерами были Орлова, Марецкая, Раневская, Мордвинов, Бирман, Плятт, это были мои партнеры, я, очень любя театр, я понимал, что я не разделяю мнение актеров, которые говорят: я хочу всю жизнь отдать сцене и умереть на подмостках. Я не хотел этого, что всю жизнь, так сказать, Ваньку ломать на сцене и там же умереть. Зачем? Я понимал, что у меня путь гораздо более, так сказать, ну, иной, чем театр.
ГОЛУБКИНА: Ну, хорошо, а хлеб насущный, как находить?
БУРЛЯЕВ: А как, а бог дает как-то, это как-то все само. Не думай о завтрашнем дне, он сам о себе позаботится, говорит книга вечная, это все правильно, как-то все обустроилось. И когда вдруг все прекратилось вообще в 1990-х годах, я как-то ночью лежу и думаю: ну, и что делать дальше? У тебя трое детей. Ну, тогда трое было, сейчас пятеро. Чем их ты будешь кормить? Этот артист повесился, этот ушел в дворники, этот открыл ресторан, а ты чего будешь делать? И вот так как-то ночью однажды пришла идея сделать кинофестиваль и попробовать собрать позитивные силы отечественного кинематографа. С этого я начал, а теперь ко мне на кинофорум «Золотой витязь» приезжает до 60 стран мира, а не только наши славяне.
ГОЛУБКИНА: Я была, кстати, у вас. В разных городах он проходит. Я была в Липецке как-то.
БУРЛЯЕВ: Очень мало бывала, Маша.
ГОЛУБКИНА: То есть это кинофорум. Сколько звали, столько и была, извините.
БУРЛЯЕВ: Я, пользуясь тем, что мы с тобой пред огромной аудиторией, я тебя приглашаю в этом году на 24-й международный кинофорум «Золотой витязь».
ГОЛУБКИНА: Летом?
БУРЛЯЕВ: Да, это май месяц, в Севастополь.
ГОЛУБКИНА: О, вот это да, здорово.
БУРЛЯЕВ: Сейчас идет подготовка.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов