За кадром Об арктическом туризме, арктических первопроходцах и первопроходимцах

20 февраля 2015, 22:13

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.

Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу, это люди с характером, они никогда не отступают, каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

Сегодня у нас в гостях – учёный-историк, кандидат исторических наук, исследователь Арктики и истории российского флота Никита Анатольевич Кузнецов.

Никита Кузнецов вместе с коллегами участвовал в Морской арктической комплексной экспедиции (МАКЭ), организованной Русским географическим обществом. На четырёх яхтах в очень трудных погодных условиях они прошли более 600 морских миль, проводя разные научные исследования, в том числе осуществляя мониторинг объектов культурного наследия, которые расположены за Полярным кругом. Они осматривали памятные места на маршрутах первопроходцев в Арктике.

Н. Кузнецов: Если говорить про нашу экспедицию этого года, то её задачей был, прежде всего, мониторинг, то есть обследование тех памятников, которые были выявлены ранее.

Состояние памятников и что нужно сделать?

Н. Кузнецов: Вопрос с охраной памятников очень сложный и до конца, в общем-то, не решённый. Да, у нас сейчас много говорят про арктический туризм, создан на островах Земля Франца-Иосифа национальный парк "Русская Арктика". А идею эту тоже предложил в своё время Пётр Владимирович Боярский. Концепция эта, как и концепция Морской комплексной арктической экспедиции, была написана им ещё в 90-е годы. Сейчас она реализована согласно указа президента, уже несколько лет национальный парк действует. В принципе, в Арктике есть, что людям показать, помимо природных красот, возможной охоты и рыбалки и т.п.

Но, конечно, памятники культуры там разрушаются. Причём происходит это как естественным путём, потому что суровая природа, климат, так и, к сожалению, благодаря людям. Потому что народ сейчас ходит туда разный, простой. К примеру, бухта Каменка на Новой Земле – это вообще уникальное место, где находятся памятники исследования Арктики за почти полтора века.

То есть, это зимовье П.К. Пахтусова, где проводила раскопки МАКЭ. Зимовье это было построено в свою очередь на месте зимовья XVIII века.

Это крест, поставленный гидрографической экспедицией в 1920 году, на котором автографы оставили последующие экспедиции 30-х годов. Там и Рудольф Лазаревич Самойлович, и гидрографическое судно "Пахтусов", моряки с которого расписались. В общем, этот крест тоже является уникальным памятником.

И это памятник, поставленный в 1936 году экспедицией подводных работ особого назначения, которая работала, когда пароход "Сибиряков" потерпел аварию, наскочив на мель. Были проведены работы, он был спасён, с мели снят, и была поставлена в честь этого очень красивая стела. То есть, тундра, губа Каменка и стоит стела с водолазным трёхболтовым шлемом наверху. Там была табличка, где подробно была изложена вся история этих работ: кто, какие суда и т.д.

Табличка, слава богу, была зафиксирована и опубликована П. Боярским в одном из томов по Новой Земле. В этом году приходим, а табличку кто-то скрутил. У кого-то рука поднялась. Явно это было сделано на память.

А до шлема водолазного не добрались?

Н. Кузнецов: До шлема нереально добраться, так как стела почти десятиметровая. Хотя да, шлем для мародёров представляет интерес. Конечно, это не охотники за металлом, это просто люди, не имеющие совести, не имеющие памяти и чести, относящиеся вот так вот к истории.

А что это за люди? Это ведь такие оторванные регионы?

Н. Кузнецов: Это мог быть кто угодно.

Ведь туда же попасть не так просто?

Н. Кузнецов: Люди там присутствуют, человек там так или иначе есть. Я тут не буду даже никаких предположений строить. Ну, как говорит П. Боярский, в Арктике есть первопроходцы и есть первопроходимцы. Ну вот, это были первопроходимцы.

И поэтому одной из задач наших будущих экспедиций – восстановить эту табличку. Есть её размеры, есть её рисунок, и она будет восстановлена. Но все равно...

Дело ведь не только в табличке. Табличку можно восстановить, главное – чтобы всё это сохранить, потому что найдутся ещё люди, к сожалению, которые захотят её открутить. Ситуацию с памятниками как-то можно контролировать? Чтобы они находились под постоянным контролем? Или нет?

Н. Кузнецов: По сути, никак.

Получается, что только от экспедиции к экспедиции фактически?

Н. Кузнецов: Да. Пример какого-то контроля – это опять же парк "Русская Арктика". Там есть бухта Тихая, расположенная на Земле Франца-Иосифа, тоже интересное место, там зимовал Седов Георгий Яковлевич во время экспедиции к Северному полюсу, там его крест стоит 1913 года, там была советская полярная станция, одна из первых советских полярных станций, закрытая сразу после войны, и сейчас там кордон, заповедник. Там есть постоянное присутствие людей, они там делают что-то, восстанавливают, но это же только какие-то отдельные точки на карте.

По поводу ещё задач нашей экспедиции. Во-первых, я про один крест уже рассказал на острове Долгий. А на острове Матвеев был поставлен крест в память о трагических событиях 1942 года, когда германская подводная лодка U 209 атаковала караван советских судов во главе с буксиром "Комсомолец", который выбросился на берег на Матвеевом острове, была утоплена баржа, на которой шли и призывники, и заключённые. Тогда погибло порядка 300 человек. Ряд фамилий выяснить удалось, в основном, правда, из экипажей судов и тех же призывников, а большая часть людей пока остаются безымянными. Но тут честь и хвала нарьянмарским краеведам, которые выяснили этот вопрос. А мы в свою очередь также по благословению епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова установили памятный крест в память об этих событиях. Тоже там достаточно подробно изложена вся эта история на доске. Это вторая задача. То есть, была осуществлена установка двух памятных знаков в рамках программы "Память о российской Арктике".

И ещё одна важная задача в этом году. Все яхтенные экспедиции на Новую Землю проводятся в тесном сотрудничестве со строительной компанией. И у них есть идея создания зимовочного дома нового типа. То есть, у России в Арктике есть военное присутствие, и есть гражданское присутствие с рамках системы Росгидромета, соответственно, это полярные станции. Но были же в прошлом примеры, когда зимовал на Новой Земле художник Борисов, который создал ряд гениальных живописных полотен. Его ещё называли "художником вечных льдов". Когда зимовали какие-то люди: и творческие, и научные. И вот предпринимается попытка создания зимовья нового типа, куда могли бы приехать люди творческие, научные. И в том числе были проведены рекогносцировочные работы. И, может быть, что-то такое будет создано, такой уникальный объект.

Вы упомянули арктический туризм. А есть какие-то данные о том, насколько быстро или насколько медленно он развивается? Насколько велик интерес потенциальных туристов к Арктике?

Н. Кузнецов: Тут вопрос очень интересный. Потому что интерес, конечно, возможен, потому что Арктика – это всё-таки регион для абсолютного большинства людей неизвестный. Людей, которых привлекает неизвестность, очень много. Но арктический туризм массовым пока быть не может из-за дороговизны заброски. То есть, что самое трудное? Это туда попасть. Потому что больших денег стоит один час эксплуатации вертолёта. Довольно мало судов. Но интерес есть.

И тут можно вести речь о нескольких видах туризма. Наверное, это, прежде всего, охота и рыбалка. Я, например, в Государственном архиве экономики, где хранится огромный Фонд Главного управления Северного морского пути, нашёл документ, относящийся к середине 30-х годов, когда один английский охотник написал письмо Отто Юльевичу Шмидту, который возглавлял тогда Главсевморпуть, о том, что он хотел бы попасть на одно из советских судов, чтобы поохотиться в Арктике, и готов за это заплатить.

На белого медведя?

Н. Кузнецов: Тогда да. Потому что первый приказ по Главсевморпути о запрете бесконтрольного убийства белых медведей вышел в 1935 году. Тогда белых медведей, почему они и попали в Красную книгу, уничтожали массово все полярники, начиная с экспедиций XVIII-XIX веков и заканчивая 30-ми годами XX века. В общем, переписывались-переписывались с этим англичанином, не знаю, чем переписка эта кончилась и попал ли англичанин на охоту в Арктику или нет. Но интерес к туризму в Арктике у людей был с давних времён.

Второй вариант – познавательный туризм. Это различные памятники, памятные места и т.д. Но для этого нужно создавать какую-то инфраструктуру. А создавать инфраструктуру опять же очень дорого.

Требуются, конечно, серьёзные вложения.

Н. Кузнецов: Поэтому всё это пока в зачаточном состоянии. И, конечно, тут нужна господдержка, без неё не обойтись.

И я бы не назвал это арктическим туризмом, но есть в последние несколько лет в Северном арктическом федеральном университете (САФУ) программа для студентов. Они берут услугу Росгидромета, профессор Молчанов, собирают студентов, и у них программа – они работают на Земле Франца-Иосифа в национальном парке "Российская Арктика", в том числе по очистке от бочек, потому что бочки эти – это бич Арктики. Всё побережье ими завалено.

Бочки, в которых было горючее?

Н. Кузнецов: Да. В основном, горючее. Некоторые так с горючим так и лежат, и с этим, конечно, надо бороться. Уже много лет идут программы различные по ликвидации этих бочек. И вот они вывозят с этой целью студентов, в том числе и профильных факультетов. Естественно, это им и в познавательном плане, и в практическом плане нужно. Так что будущее у арктического туризма есть. А как это будет реализовано, время покажет.

Мне посчастливилось быть в Арктике не первый раз. С отрядом Морской арктической комплексной экспедиции я работал и в 2009 году, и в 2010-м в качестве научного сотрудника и замначальника экспедиции. Но в 2009-2010 годах мы ходили на научно-экспедиционном судне "Михаил Сомов". Это судно принадлежит Северному управлению Гидрометеослужбы, и оно сейчас является фактически единственным, которое занимается снабжением и полярных станций, и воинских частей, и других объектов. Причём если в 2009 году оно работало в западном секторе Арктики, то есть от Архангельска до устья Хатанги с заходом на Новую Землю. То в 2010 году первый раз был рейс, когда нам довелось пройти от Архангельска и аж до острова Врангеля. Причём задачи были самые разные, начиная от снабжения и "северного завоза" до, например, на острове Врангеля для Московского зоопарка "Михаил Сомов" забрал шесть овцебыков, которые сейчас там живут и здравствуют на радость посетителям-биологам.

Благодаря тому, что судно заходило в самые разные точки, нам довелось поработать опять же и в плане мониторинга, и в плане исследования новых объектов. Был установлен ряд памятных знаков. В 2009 году был установлен памятный знак на острове Колчака, который был открыт в ходе Русской полярной экспедиции под руководством барона Э. Толля в начале XX века, в которой, как известно, участвовал Колчак в качестве гидролога и штурманского офицера. Остров был в советское время переименован в о. Расторгуева в честь одного из участников экспедиции. Но в честь него существовал ещё один остров, поэтому возникала путаница, так как они оба были на Таймыре. Потом официально этому острову исторического название "остров Колчака" было возвращено в 2005 году, и мы поставили там памятный знак, причём очень красивый, с барельефом, изготовленным Андреем Клыковым, сыном Вячеслава Клыкова. А в 2010 году мы продолжили исследования, связанные с Русской полярной экспедицией, дошли до острова Беннетта, это тот остров, откуда барон Э. Толль со своими спутниками ушёл искать Землю Санникова и пропал без вести. А Колчак, боцман Бегичев с поморами пришли на остров Беннетта в рамках труднейшей спасательной экспедиции, когда они шли через льды на вельботе, на шлюпке. Барона Э. Толля он там не нашёл, но нашёл остатки его зимовья и забрал оттуда часть геологических коллекций.

На острове Беннетта был в своё время установлен памятный крест. По инициативе выдающегося человека, историка и океанолога Александра Алексеевича Першина нами в 2010 году там был установлен памятный знак. А главное – проведены археологические работы.

К сожалению, зимовье барона Э. Толля было полностью разрушено, причём большей частью природой, меньшей частью людьми, которые тоже к этому руку приложили. В настоящее время эти уникальные арктические реликвии, то есть брёвна от зимовья, находятся в музее Института культурного и природного наследия. И также было уточнено местоположение этого объекта в Арктике.

А ещё памятный крест, установленный в 1913 году экспедицией Вилькицкого, тоже в честь барона Э. Толля и его спутников – на мысе Эммелины на острове Беннетта, мы, к сожалению, не нашли.

Уверен, что поиски продолжатся и вы на этом не остановитесь. Спасибо большое за интересную беседу.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.
 

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация