Собрание слов Большое интервью Александра Митты
Персоны
МАКСИМОВ: Сегодня у нас в гостях… знаете, вот есть всякие звания там, народный артист, лауреат всего, но мне кажется, что самое главное, когда можно сказать вот имя, отчество и фамилию человека, и вы сразу все поймете, что не надо переключать на другие каналы, а надо слушать именно сегодня нас. Александр Наумович Митта. Добрый вечер.
МИТТА: Спасибо.
МАКСИМОВ: Вы знаете, я хочу сейчас несколько передач начинать с одного и того же вопроса, даже не буду объяснять, почему, вопрос такой, когда вы собираетесь с друзьями, вы о чем говорите?
МИТТА: О, это, вы знаете, это очень печальный вопрос, я как-то зажился, мне уже за 80, и мои друзья уже, в основном, все как бы разошлись. Так что у меня…
МАКСИМОВ: Ну, вы же с кем-то встречаетесь, разговариваете?
МИТТА: С кем-то встречаюсь, да, с кем-то встречаюсь.
МАКСИМОВ: И о чем говорите?
МИТТА: Ну, о политике не говорим.
МАКСИМОВ: Самая интересная тема для вас, какая?
МИТТА: Стараюсь рассказать, что я делаю, так, чтобы людям было интересно, и проверяю, интересно, не интересно.
МАКСИМОВ: Отлично, вот давайте этим сейчас тогда и займемся. Расскажите, что вы делаете, а мы вам скажем, интересно это или не интересно.
МИТТА: Ну, раньше я большую часть жизни провел в том, что я готовил картины, потом их снимал, монтировал, а потом готовил следующую. А сейчас эта цепочка разрушилась, теперь между картинами промежутки большие. Я преподавал довольно долго, даже придумал целую киношколу в Германии, но там надоело мне, вернулся и здесь стал преподавать, мне нравится. Я люблю, когда народ собирается, и ты как-то чего-то такое им объясняешь, такое, чего они действительно не знают и что им может помочь мозги их поставить. Поэтому я довольно много преподаю и готовлю следующую картину, и пишу книжку для детей, как сочинять истории и снимать кино, потому что сейчас ведь бич всех родителей, у детей iPad, iPhone, и они, у них, так сказать, как бы вперились, так сказать, и играют, играют, играют без конца.
МАКСИМОВ: А вы надеетесь их от этого оторвать?
МИТТА: Вы знаете, нет, я бы хотел как-то прибавить к этому, оторвать их невозможно, но прибавить к этому какую-то творческую, так сказать, чтобы они могли придумать, что такое мобильник и ноутбук, это практически киноаппарат и монтажная, потому что есть программы очень простые по монтажу, и у каждого ребенка сейчас есть то, о чем мы, так сказать, мечтали, что стоило огромные деньги в наше время, во время нашей молодости. И я подумал, если им объяснить, как придумывать истории, то технологию они в три, четыре дня усвоят, может быть, у них какое-то родится, так сказать, творчество.
МАКСИМОВ: Вот, если так пофантазировать, там ненадолго, на пять, например, на десять лет вперед, вот эта история, когда каждый человек, например, прочитав вашу книжку одну, которую вы сейчас пишете и которую вы написали, каждый, любой может стать режиссером и снять кино. Они могут снимать в результате, не сейчас, а в принципе, конкурентоспособные фильмы?
МИТТА: Нет, конечно, к сожалению, нет.
МАКСИМОВ: Почему?
МИТТА: Потому что, ну, у людей, в основном, так сказать, они, в основном, думают похоже на других, а так, чтобы человек думал оригинально, таких людей мало. Вот фотоаппарат, казалось бы, фотоаппараты давно уже появились, а фотографов-то два десятка на все человечество. А вот, казалось бы, что сделать, как сказал американский фотограф, что фотография это скульптура для ленивых. Но ведь большинство людей, которые снимают кино, они так и не понимают, как свет лепит форму, как сделать композицию разумную, они снимают себя, так сказать, снимают своих друзей, выстраиваются фронтально.
МАКСИМОВ: А скажите мне, вы сказали, что вам нравится преподавать, вы учите людей профессии режиссера. Чему самому главному? Мы сейчас не говорим про технологии, а вот, по сути, можно научить человека, если он хочет стать режиссером? Очень много, чему нельзя научить, а чему можно научить?
МИТТА: Ну, можно, так сказать, пробудить фантазию, можно научить задавать правильные вопросы, задавать те вопросы, которые интересуют зрителя, и задавать те вопросы, которые зрители потом могут продолжать задавать. Что такое драма, это система вопросов. Мы им даем вопрос, они ищут ответ, или у них возникает ответ, и они задают нам вопрос. Если есть вопросы, есть активные зрители, так сказать, и это как бы выстраивается хорошо.
МАКСИМОВ: Я сейчас в голове перебираю ваши картины, любую, можно взять любую картину. «Как царь Петр арапа женил», например, какие вопросы?
МИТТА: Ну, я так сходу не сформулирую, там много всего.
МАКСИМОВ: Ну, как, ну, это же, вы говорите, что драма, самое главное…
МИТТА: Там нормально.
МАКСИМОВ: Вот вы сняли такой фильм знаменитый, какие вопросы?
МИТТА: Кто этот человек? Что он делает? Куда он бежит? Откуда он? Что он придумал? Что он хочет? Почему он не может? Почему он не хочет? Почему он не идет на компромисс? Почему он не хочет делать то, что ему царь-батюшка велит? Они любят Россию и тот, и другой, почему один любит по одному, другой по-другому? Там система вопросов постоянно, все время. Но они чередуются, один возникает из другого.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов