Собрание слов Большое интервью Дмитрия Назарова
Персоны
МАКСИМОВ: Народный артист России, артист Московского Художественного театра имени А.П.Чехова, известный вам всем артист Дмитрий Назаров у нас в гостях. Здравствуйте.
НАЗАРОВ: Добрый, добрый день, вечер.
МАКСИМОВ: Какой-то печальный такой Дмитрий Назаров.
НАЗАРОВ: Сейчас разойдусь, раскочегарите меня, разойдусь.
МАКСИМОВ: Это как пойдет, да. Я в последнее время начинаю с одного и того же вопроса, который я задаю всем гостям, вопрос очень простой. Когда вы собираетесь с друзьями, вы же собираетесь с друзьями когда-нибудь?
НАЗАРОВ: Собираюсь, уже не так часто, как прежде, потому что один гастроэнтеролог, дама такого уже серьезного возраста, меня закрыла от алкоголя и от друзей, сказала: вообще поменяйте образ жизни на ближайшие пять лет.
МАКСИМОВ: Но когда-то же все-таки это случается, вы о чем говорите? Когда вы встречаетесь с друзьями, не имея возможности есть шашлык и пить водку, все-таки надо о чем-то говорить, вы о чем говорите?
НАЗАРОВ: Почему, шашлык никто мне не запрещал.
МАКСИМОВ: Значит, когда вы собираетесь с друзьями поесть шашлыка, вы о чем говорите?
НАЗАРОВ: Ну, мы говорим и о театре, и о кино, и о стране, о том, что происходит.
МАКСИМОВ: А что вы говорите о театре и о кино?
НАЗАРОВ: Куда двигается на сегодняшний день театр, куда двигается кино, куда двигается телевидение.
МАКСИМОВ: А у вас есть ощущение, что театр куда-то двигается?
НАЗАРОВ: Конечно, а он всегда двигается. Он всегда двигается.
МАКСИМОВ: И кино двигается, и театр двигается.
НАЗАРОВ: И кино двигается. Я не могу сказать, что это куда-то вверх двигается, но двигается. Все движется, оно же не застыло на месте.
МАКСИМОВ: Ну, да. А у меня ощущение, что застыло, но это никого не интересует в данном случае.
НАЗАРОВ: Ну, как застыло?
МАКСИМОВ: В данном случае это…
НАЗАРОВ: Как же оно застыло, когда появился Звягинцев с «Левиафаном»? Какое же это застыло, когда это приговор?
МАКСИМОВ: Нет, я говорю про театр сейчас. Звягинцев замечательно, про театр. А куда двигается театр?
НАЗАРОВ: В упрощение всего, в подмену, то, что называлось жизнью человеческого духа, подменой всякими эффектами, псевдотеатром, сюда входит и огромное количество пошлости и низкопробного юмора, и мата, и всякой другой с моей точки зрения гадости. Как бы просто сами по себе роскошные декорации, много грохота, дыма и взрывов это еще не театр, это шоу, это какое-то другое.
МАКСИМОВ: Вот скажите, есть в Москве выдающийся, на мой взгляд, режиссер Римас Туминас, который делает другой театр, и этот театр невероятно популярен. Почему тогда так много вокруг того, чего вы говорите, пошлости и так далее?
НАЗАРОВ: Я не знаю, какая кухня в театре Вахтангова, я очень рад, что они идут этим путем, хотя начало было с «Причалом», «Причал», да?
МАКСИМОВ: Да.
НАЗАРОВ: Да, довольно спорное. Но нужно было как-то резко взять быка за рога, всеми звездами своей души, всей своей труппой и так далее, может быть, в этом дело. Я не знаю этой кухни, я не знаю, как он, ну, наверное, у него какой карт-бланш и в результате они выигрывают. Я считаю, что, в общем, в этом направлении более точнее двигаться, нежели в остальные.
МАКСИМОВ: А почему огромное количество людей делают то, что вы называете абсолютно справедливо не театром, для чего?
НАЗАРОВ: Проще и быстрее добиться эффекта, признания, популярности, включаются какие-то механизмы рекламы телевизионной, кто-то у кого-то брат, сват, родственник, есть возможность, есть рычаг, есть ресурс. Потом ведь в течение многих-многих лет с того момента, как все изменилось, и Советский Союз стал Россией, и так далее, наполнение самого зрелищного, ну, я имею в виду телевидение, было отвратительным, оно было ужасным, это ухохотайки, уровень опускался туда к плинтусу, все ниже, ниже годами, годами. Сейчас мы имеем то, что имеем. Обратно вернуться гораздо сложнее, чем упасть.
МАКСИМОВ: А, вот смотрите, на телевидении есть канал «Культура».
НАЗАРОВ: Да, замечательно.
МАКСИМОВ: Да, на котором вы тоже замечательно выступаете и вечер вы там, в Доме музыки, все чудесно. Его смотрит очень мало народа. Он есть, и это совсем другой уровень, это совсем другой уровень глубины. Я там имею честь работать, и мне очень нравится там работать. Его же смотрит меньше народа, не мало, его смотрит много народа, но меньше народа, чем там какие-то другие пошлые вещи. Кто кого формирует? Телевидение формирует людей?
НАЗАРОВ: Сейчас зритель формирует.
МАКСИМОВ: Значит, сейчас такой зритель.
НАЗАРОВ: Правильно, мы его туда отпустили, мы его туда довели, мы его туда загнали. Я тоже не могу сказать, что я отдельно от этого процесса, но, в принципе, это не я. Это, когда стало все можно, это были игры продюсеров. Что будет быстрей востребовано, что взамен получит побольше рекламы, рекламных денег, то и производилось.
МАКСИМОВ: Но есть канал «Культура», есть документальное кино на разных каналах, в том числе, на канале «Россия-1» замечательные документальные фильмы. Их смотрит мало народа. Они же есть, а их не смотрят. Что тогда в такой ситуации делать?
НАЗАРОВ: Ну, да. Ну, предположим у меня, может быть, в течение всего дня работать канал «Культура», я не знаю, наверное, да, наверное, его не смотрят, потому что культура в том виде, канал «Культура» и все остальные, они в том виде, в котором есть, появились позже. Все-таки деньги имеют огромное значение. Наполнение эфирной сетки канала «Культура», вероятно, страдает из-за огромной нехватки денег от «старшего брата». Ну, я имею в виду ВГТРК.
МАКСИМОВ: То есть нормальный контент канала «Культура», который появился в последнее время, зритель к нему просто еще не привык?
НАЗАРОВ: Не привык, ему трудно привыкнуть, его надо заманить. Нужно найти фантик, а фантик денег стоит. Нужно найти фантик, в который надо завернуть суть, содержание постепенно, не сразу. Надо в это вкладываться так же, как вкладывались во всякие там веселухи.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов