Собрание слов Большое интервью Левона Оганезова
Персоны
ОГАНЕЗОВ: Раз, два, три, четырнадцать, девятнадцать.
ГОЛУБКИНА: Здравствуйте. Это Левон Саркисович Оганезов у нас в гостях в нашей передаче «Собрание слов». Здравствуйте.
ОГАНЕЗОВ: Здравствуйте.
ГОЛУБКИНА: Как поживаете?
ОГАНЕЗОВ: Вот, собираю слова, чтобы сказать, как ты хорошо выглядишь, Машенька.
ГОЛУБКИНА: Спасибо, я старалась. Для вас, видите, косу плела.
ОГАНЕЗОВ: Косичка, да.
ГОЛУБКИНА: Да, мне очень хотелось. Ну, как у вас в целом-то все сейчас?
ОГАНЕЗОВ: Одним словом не скажешь.
ГОЛУБКИНА: Внуки?
ОГАНЕЗОВ: Внучки у меня. У меня три внучки, поэтому они все разные. Очень смешно, младшая внучка, мы с ней гуляем, и она требует сказку, я говорю: «Какую хочешь?» Она говорит: «Гуси-лебеди». Я начинаю рассказывать. Потом, ну, я не могу просто так в чисто виде, я начинаю импровизировать, я говорю: «Вот, а потом Машенька вошла в избу, прокралась в избушку Бабы Яги и как лопатой даст ей по голове». Она остановилась, а ей еще 4-х нет, она говорит: «Дедушка, тебе нужно еще раз внимательно посмотреть этот мультик, никакой у нее лопаты не было». Она просто, то есть требует по тексту.
ГОЛУБКИНА: Да, требует близко к тексту. Мы, на самом деле, почему так сразу о детях, внуках, потому что мы с Левоном Саркисовичем очень давно знакомы, то есть, наверное, меня еще и на свете-то не было, когда вы были уже со мной знакомы.
ОГАНЕЗОВ: Да, я видел тебя в животе, и как раз в это время у нас были с Ларисой гастроли.
ГОЛУБКИНА: 30 сольных концертов в августе месяце 1973 года, где-то в Сочи.
ОГАНЕЗОВ: Да, да, да. В Сочи и вокруг, именно тогда произошел тот случай, который я люблю рассказывать.
ГОЛУБКИНА: Рассказывайте.
ОГАНЕЗОВ: Лариса поет, беременная Лариса поет.
ГОЛУБКИНА: Лариса Ивановна Голубкина – моя мама, беременна мной.
ОГАНЕЗОВ: На открытой площадке в Туапсе.
ГОЛУБКИНА: Ну, у нее живот-то торчит?
ОГАНЕЗОВ: Ну, у нее такое платье было, что, ну, видно было, но не явно. Так вот она начинает говорить, там что-то рассказывает, все нормально, а когда начинала петь, какая-то птица, не знаю фамилии этой птицы, ей все время как бы вторила.
ГОЛУБКИНА: Свистела.
ОГАНЕЗОВ: Дошло до того, что, значит, я играю та-да-та-да, Лариса поет: «Давным-давно, давным-давно, давным…» и птица: фью-фью, видимо, с хорошим слухом. Первый раз там смеялись, второй раз, на третий Лариса уже начинает нервничать, она берет микрофон, так смотрит на эту птицу, она где-то там наверху, на рампе сидит и говорит: «Уйди, совсем уйди». К птице обращается. Птица обиделась и улетела.
ГОЛУБКИНА: Смешно. Левон Саркисович, на самом деле, у нас дома, в квартире Андрея Александровича Миронова и Ларисы Ивановны Голубкиной просто, у меня иногда ощущение, что вы жили там, все время там были, причем прямо с утра.
ОГАНЕЗОВ: Ну, мы репетировали, Андрюша любил репетировать. Ты знаешь, я почти никому об этом не рассказывал, перед тем, как нам поехать в последние гастроли, где Андрюша умер, он мне говорит…
ГОЛУБКИНА: А вы же были тогда вместе, по-моему, не с театром, а на гастролях…
ОГАНЕЗОВ: Мы вместе были. Ну, я был с театром.
ГОЛУБКИНА: В Вильнюсе.
ОГАНЕЗОВ: Вильнюс, а потом Рига. В Вильнюсе мы жили дней 15 или 10. Короче, а у меня маленький инструментик с собой был такой клавишный.
ГОЛУБКИНА: Это что, детское пианино? Вы так показываете.
ОГАНЕЗОВ: Ну, да, на пять октав. И Андрюша говорит: знаешь, что, покажи мне ноты. Я ему начинаю рассказывать. Он говорит: а вот эти страшные слова – секунда, терция. Я говорю: итальянский счет – один, два, три четыре, римляне считали латинскими. И он успокоился, он говорит: так, интервал, я ему объяснил интервал. Ты знаешь, он так быстро во все включился, что он говорит: так, это кварта - на слух уже определял. Родители сделали, конечно, ошибку, что не учили его музыке.
ГОЛУБКИНА: Он рассказывал, что начинали учить, но Леонид Утесов сказал: перестаньте мучить ребенка.
ОГАНЕЗОВ: Утесов.
ГОЛУБКИНА: А соседи сказали: перестаньте мучить кошку.
ОГАНЕЗОВ: Маш, знаешь, что я тебе скажу, для всех родителей могу сказать.
ГОЛУБКИНА: Мы сейчас обращаемся.
ОГАНЕЗОВ: Да, обращаемся к родителям. Слух это мышца, есть дети, которые рождаются сразу с этой мышцей, но любую мышцу можно развить упражнениями, этим должен заниматься педагог по сольфеджио. Кстати, у Грига…
ГОЛУБКИНА: У самого Эдварда, у великого композитора.
ОГАНЕЗОВ: Да, у Эдика, можно сказать, у него не было абсолютного слуха, его даже не приняли тогда в королевскую музыкальную школу, понимаешь.
ГОЛУБКИНА: А как же так?
ОГАНЕЗОВ: А так, у него не было абсолютного…
ГОЛУБКИНА: А как он музыку писал?
ОГАНЕЗОВ: Абсолютный слух не обязателен. Внутренний слух всегда есть, а он развил, он писал такую красивую музыку, он слышал ее внутри. Дело в том, что развить мышцу можно до предела. Вообще обычного ребенка среднестатистического можно…
ГОЛУБКИНА: Превратить в мастера спорта международного класса.
ОГАНЕЗОВ: Конечно.
ГОЛУБКИНА: Главное – желание.
ОГАНЕЗОВ: Так же, как спортсмена, знаешь, хилый мальчик пришел заниматься, через год ты его не узнаешь, у него вырастают мышцы. Слух это такая же мышца, поэтому ничего не надо, не слушайте учителей, которые говорят…
ГОЛУБКИНА: Что у вашего ребенка нет слуха.
ОГАНЕЗОВ: Да, не надо. Музыке надо учить всех, потому что это язык.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов