От первого лица Мария Ревякина: об особенностях национальной театральной премии "Золотая Маска" 2015 года
Авторскую программу "От первого лица" ведёт Наталья Бехтина.
Слушать программу можно не только по приёмникам, но и в Интернете – www.radiorus.ru.
Электронная почта программы: personagrata@rambler.ru
Говорить сегодня мы будем о хорошем, о том, что в жизни есть что-то, кроме экономики и политики. Гостья в студии – Мария Ревякина, генеральный директор российской национальной театральной премии "Золотая маска" и фестиваля с одноимённым названием.
Очень приятно, что сегодня мы можем поговорить об искусстве, о прекрасном. Правда, меня всегда в прежние времена заботило, особенно, когда плохо обстояло дело с гастролями, что приглашаешь какого-нибудь московского театрального деятеля в программу, и он начинает рассказывать о своём театре, о своих спектаклях, премьерах, тут ты невольно думаешь, что в Москве, в Питере или ещё в каком-то городе-миллионнике это увидят, но ведь Россия большая. И интерес к театру, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, сохраняется. И то, что мы говорим, что люди стали прямо такими равнодушными ко всему прекрасному, это всё неправда. Вот и думается, а как бы людям это всё увидеть? В формате фестиваля и национальной премии "Золотая маска" появились некоторые подробности, которые позволят нашим слушателям в других российских городах, не только в Москве и Петербурге, увидеть прекрасные театральные достижения. Но начнём просто с нескольких слов о "Золотой маске". Не всё о ней знают, хотя о ней много говорят и по телевидению, и по радио, и в газетах пишут. Что это такое?
М. Ревякина: Прежде всего, это очень красивая сама по себе "Золотая маска", которую придумал и разработал известнейший театральный художник Олег Шейнцис. Фестиваль "Золотая маска" был учреждён в 1993 году Союзом театральных деятелей. Это была идея Михаила Александровича Ульянова и ещё нескольких человек, в том числе Владимира Георгиевича Урина, нынешнего директора Большого театра. Вот такая пришла к ним идея – сделать фестиваль, который мог бы объединить театральную Россию. В начале он касался Москвы. И уже после того, как он прошёл в Москве, наши коллеги тех лет приняли решение, что всё-таки это должен быть праздник для всей театральной России. И это, конечно, было очень правильное решение.
Собственно, сам принцип был таким: профессионалы – профессионалам. Он таким и остался. То есть, в экспертных советах премии – театральные критики, театральные журналисты и музыковеды. Это те люди, которые ищут спектакли, смотрят их и формируют афишу. Они объединены в два экспертных совета – по музыке и по драме. Они год работают, весь театральный сезон, а затем к октябрю заканчивают, формируют афишу из огромного количества просмотренных спектаклей, а потом с января-февраля, это зависит от того, какие мы площадки выбираем, уже два состава жюри – драматическое и музыкальное – отсматривают эти спектакли и уже из номинантов выбирают лауреатов. У нас обычно в апреле, в этом году она будет 18 апреля, проходит церемония закрытия и вручения премий.
Что касается количества спектаклей, то с каждым годом оно увеличивается. Я имею в виду те спектакли, что отсматривают эксперты. В этом году они посмотрели более 600 спектаклей. Конечно, это очень много. Огромная работа, тяжкий труд, потому что нужно летать, ездить, смотреть.
И из такого большого количества в этом году было отобрано 56 спектаклей, они попали в афишу. Но при этом опять же в этом году у нас было новшество. Мы очень долго его обсуждали и, наконец, его всё-таки приняли. Заключается оно в том, что мы сначала публикуем long list – список тех спектаклей, которые были наиболее интересны и ярки за весь театральный сезон. Вот таких набралось 180. И вот из этого лонг-листа появился шорт-лист, состоящий из 56 спектаклей.
Теперь уже работает жюри. Тоже не лёгкая это работа: выбрать из 15 режиссёров лучшего, потому что в любом случае это будет, так или иначе, компромиссное решение, так как понятно, что среди них есть серьёзные фигуры.
Театр, как, впрочем, и литература, и всё остальное, – это субъективная вещь.
М. Ревякина: Конечно, всё это субъективно. Но когда собираются 9-12 субъективных личностей, они все равно приходят к какой-то афише. Понятно, что у них разные пристрастия, различные вкусы, совершенно разный уровень подхода к спектаклям, но, тем не менее, они спектакли отбирают, причём отбирают открытым голосованием. Они очень много спорят, иногда много раз переголосовывают в финале, но все равно приходят к формированию афиши.
Думаю, что не мешало бы назвать несколько имён тех, кто определяет судьбу и лучших режиссёров, и лучших постановок?
М. Ревякина: Они у нас меняются каждый год. У нас ротация.
Но есть же какой-то председатель?
М. Ревякина: Нет, они тоже все меняются. У нас экспертные советы ротируются. Я могу назвать только председателей экспертных советов, которые сейчас работают, они начали с осени. Это Александр Вислов – председатель драматического экспертного совета, и Екатерина Бирюкова – председатель музыкального экспертного совета. Но каждый год в соответствии с положением...
А в жюри кто входит?
М. Ревякина: Что касается жюри этого года, то председателем драматического жюри является Анатолий Миронович Смелянский, а музыкальное жюри возглавляет Андрейс Жагарс.
Интересная вещь появилась в этом году – "Золотая маска" в кино".
М. Ревякина: Да. У нас есть ряд проектов. Потому что всё-таки конкурс – это основной стержень фестиваля, но с течением времени вокруг самого фестиваля появилось много проекты, которые мы придумали вместе с нашими экспертами. И у нас практически у всех программ есть кураторы-эксперты.
Прежде всего, это внеконкурсная программа, которая уже несколько лет идёт. Мы начинаем фестиваль внеконкурсной программой. Вот и сейчас очень интересные спектакли есть, их осталось не так много, порядка 30 из самых разных городов, которые тоже были отобраны экспертами. Во внеконкурсной программе есть разделы: "Этнический театр", "Новый театр", "Молодая режиссура" или "Молодые люди, которые ставят спектакли". И вообще представлены совершенно разные, даже маленькие города – Кудымкар, Глазов. Якутия, Хакасия – оттуда тоже есть замечательные спектакли, которые отобраны экспертами и которые сейчас идут.
Есть ещё такой проект, как "Детский уикенд". Мы стараемся набирать детские спектакли по России, так как всё-таки спрос на детские спектакли большой, а спектаклей мало хороших. И вот мы уже второй год осуществляем этот проект. Это тоже до основного фестиваля.
Затем основной фестиваль, образовательная программа, она у нас уже не первый год. Вот сейчас Институт театра работает, Институт театральной критики, балетной критики, где обучают молодых ребят. Во-первых, мы даём всем возможность ходить на спектакли, писать рецензии, учим, как писать рецензии, объясняем, что такое балет. Аня Гордеева ведёт этот класс. Очень много записываются, но, к сожалению, мы не можем много набирать.
Есть лаборатория, где обучает Дина Хусейн. Это современный танец. Там было огромное количество желающих. Много анкет мы получили, около 90, но отобрано всего 20.
И сейчас мы начинаем класс оперной критики. Он у нас такой специально для школ, для педагогов и для школьников, чтобы всё-таки они могли понимать оперу. Поэтому это тоже в Институте театра.
Вообще, "Золотая маска" ведёт очень серьёзную просветительскую работу. Программа Russian Case, по которой у нас уже 15 лет приезжают продюсеры из-за рубежа, наши коллеги – директора театров и директора фестивалей. И в течение 4-5 дней они смотрят (это уже отдельная афиша) спектакли. У них график вообще тяжелейший: четыре-пять спектаклей в день. Они скачут по разным площадкам и смотрят на то, что происходит в российском театре. И каким-то образом дальше уже завязываются прямые контакты с театрами.
И перед тем, как рассказать о "Золотой маске" в кино", я должна сказать, что мы с 2000 года проводим фестиваль под названием "Лучшие спектакли в городах России" при поддержке Министерства культуры и соответствующих регионов. И каждый раз, когда у нас заканчивается фестиваль, у нас начинаются региональные поездки. Мы везём лауреатов и номинантов "Золотой маски" в разные города. В частности, в этом году у нас Омск, Красноярск, Тара, где Михаил Александрович Ульянов родился, Петрозаводск, Костомукша, Ульяновск, Димитровград, Череповец. И вот мы везём туда спектакли, которые имеют уже определённый знак качества, с нашей точки зрения.
И должна вам сказать, что это всегда переполненные залы, это всегда билетов нет. Мы не продаём билеты на эти спектакли, но просим, чтобы наши коллеги обязательно продавали билеты по стоимости билетов конкретного региона, чтобы на спектакли могли попасть люди, которые любят театр: врачи, учителя, студенты. Чтобы любые люди реально могли посмотреть то, что они никогда не увидят, потому что не смогут приехать в Москву.
И второй проект у нас, который 10 лет идёт, это "Лучшие российские спектакли в странах Балтии". И там такая же картина. Они в мае начинают продавать билеты, и за неделю-две все билеты раскупаются.
И дальше мы решили следующее. В прошлом году возникла идея, почему бы не сделать так, чтобы всё-таки спектакли, которые идут в рамках фестиваля, могли увидеть люди, театральные поклонники, которые далеко и в силу географических и экономических обстоятельств никогда на фестиваль не приедут. И вместе с артобъединением "Cool Connections" и нашим основным партнёром телеканалом "Культура" мы придумали пилотный проект в этом году – это прямые трансляции спектаклей-номинантов в кинотеатрах России.
(Полный вариант записи беседы с гостьей слушайте в аудиофайле).
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица