Собрание слов Большое интервью Евгения Цыганова
Персоны
ДОЛИН: Наш сегодняшний гость актер, ну, уже и режиссер тоже Евгений Цыганов. Женя, привет.
ЦЫГАНОВ: Здравствуйте. Привет, Антон.
ДОЛИН: Ну, собственно говоря, у нас много разных тем для разговора, но я предложил бы начать с того, что актуально. Наша, скажем, весенняя повестка - это сразу две картины, в которых Женя сыграл, как я понимаю, значительные роли, практически главные, во всяком случае, центральные, и обе на правах, ну, скажем осторожно, блокбастеров, во всяком случае, таких больших фильмов с какими-то трюками, спецэффектами, битвами, ну, и фильмы, рассчитанные на широкого зрителя. Это фильм «Битва за Севастополь» и фильм «Территория». Ну, поскольку, не знаю, у нас близится юбилей Победы, может быть, с «Битвы за Севастополь» начнем? Мне кажется, что мы сейчас существуем немножко уже в новой эпохе фильмов про войну, потому что долгое время вот это, не знаю, не проклятье, а как сказать, заклятье советского кино о войне, которое было самым великим и лучшим, на нас всех действовало, и публика смотрела довольно неохотно, какой бы хороший режиссер что-либо ни снимал на эту тему. Но фильм «Сталинград», он как-то сломал этот лед, и, во всяком случае, случилась любовь большой аудитории с новым русским кино про войну. Где в этой всей системе координат располагается «Битва за Севастополь», что это за кино, ну, и расскажи, что ты там, собственно говоря, делаешь?
ЦЫГАНОВ: Про «Битву за Севастополь» могу сказать, что фильм я видел, фильм мне понравился. Фильм снят Сергеем Мокрицким, в прошлом оператором, теперь режиссером.
ДОЛИН: Ну, как я понимаю, он совмещает сейчас это периодически.
ЦЫГАНОВ: Он совмещает, но в этом фильме оператором числится и является другой человек Юра Король, который украинский оператор, молодой человек. Фильм снят на Украине весь, и фильм задумывался до «Битвы за Севастополь», то есть до всей русско-украинской вот этой истории, связанной с Крымом, уже он так и назывался «Битва за Севастополь», поэтому он не является, как это напрашивалось бы, каким-то госзаказом или чем-то, что обязательно возникло в связи с известными нам событиями.
ДОЛИН: Ну, события были не так давно, а мы-то знаем с тобой, что у таких фильмов очень длинный производственный цикл.
ЦЫГАНОВ: Вообще-то это возможно, Антон. Ну, вот между нами, вообще-то это возможно, когда тяп-ляп и уже вот он вышел фильм «Битва за Севастополь». Это совсем другая история. Те люди, которые его делали, продюсеры непосредственно украинские опять-таки, которые его делали, называют это авторским блокбастером. Повторюсь, что Сергей Мокрицкий в моем представлении действительно очень талантливый кинематографист, который заинтересовался историей, драматической историей вот этой вот девушки.
ДОЛИН: Там речь идет о девушке-снайпере знаменитой.
ЦЫГАНОВ: Людмила Павличенко, да, которую играет Юля Пересильд, по-моему, играет фантастически.
ДОЛИН: Ну, Юля замечательная актриса, у которой очень мало было, на самом деле, таких больших центральных ролей в кино и мне кажется, что очень многие зрители, ну, во всяком случае, зрители не так часто, может быть, ходящие в кино и не ходящие в кинотеатры, они впервые ее для себя увидят.
ЦЫГАНОВ: Ну, это открытие, да. Это открытие, это событие, и, в общем, и Мокрицкий дал ей такое большое поле и возможность для какого-то такого проявления. В общем, история действительно уникальная про девушку-снайпера, которая убила 309 немцев во время войны и, убив 309 немцев и став Героем Советского Союза, она сказала, что я больше не могу воевать, ну, и не хочу. И был скандал, ей сказали, что, конечно, об этом узнают все, включая верховного главнокомандующего товарища Сталина. Ему об этом сообщили, он сказал: «Ну, не хочет и не хочет». Ее отправили в американское посольство, вместе с американским посольством, где она знакомится с женой Рузвельта.
ДОЛИН: Элеонора.
ЦЫГАНОВ: Элеонора Рузвельт. И там даже какая-то история какой-то там дружбы. Это все фактически история, то есть про нее была действительно в Америке написана песня исполнителем кантри «Людмила Павличенко убила 300 немцев», то, что там звучит в этом фильме, действительно есть американское кантри, написанное звездой того времени, неким Фрэнком Синатрой того времени, и она используется в фильме. И, в общем, действительно уникальная такая история про женщину на войне. И Мокрицкий, когда снимал эту историю, он говорил о том, что действительно женщине не место на войне, в общем-то, может быть, и мальчишкам не всегда место на войне. Но, тем не менее, это действительно история, я бы назвал фильм-катастрофа в смысле того, что война это катастрофа. Вот то, что я могу сказать по поводу фильма. Роль у меня там небольшая, в общем-то, и в том, и в другом фильме, ну, я бы назвал, что это все-таки роли второго плана, потому что там есть главные герои и есть какие-то там возникающие персонажи. И тот, и другой персонаж мне интересен, они совершенно разные, потому что один такой воин, другой такой немножко, некий такой, как он называет себя, единичный философ, то, что там в «Территории» произошло.
ДОЛИН: Ну, сейчас мы к «Территории» подойдем.
ЦЫГАНОВ: Но, тем не менее, я очень благодарен Мокрицкому, что мы встретились на этой работе, что для меня было открытие вот такого режиссера, что для меня было открытие актрисы. Мне кажется, это не типичное кино о войне. Вообще я бы сказал, что это не военный фильм, а антивоенный фильм.
ДОЛИН: Ну, вообще-то я бы сказал, что все выдающиеся фильмы о войне антивоенные. Это сейчас об этом забыли. Я смотрел фильм «Батальонъ» и был в некотором шоке от того, что он фактически милитаристский, призывающий к тому, что все на фронт, а кто не на фронт, тот предатель родины.
ЦЫГАНОВ: Ну, вот этот фильм не об этом, хотя, в общем-то, война там снята достаточно жирно, я бы сказал, то есть там много действительно и каких-то, ну, то есть там снята война.
ДОЛИН: Ну, так и должно быть, а как же.
ЦЫГАНОВ: Ее там много, но, по-моему, я не помню, это Годар говорил, что снимать красиво войну это не гуманно. Это красивое кино, его снимал действительно художник, но там есть какие-то, знаешь, вещи, которые выбивают из привычных каких-то клише и наших представлениях о том, как снимаются фильмы про войну. Вот там есть какие-то… ну, в общем, наверное, надо посмотреть фильм, либо согласиться, либо нет.
ДОЛИН: Это ясно.
ЦЫГАНОВ: Там есть какие-то такие сломы, которые нас выбивают из наших представлений.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов