Собрание слов Большое интервью Александра Шумского
Персоны
ХОЛИНА: Сегодня у меня гость Александр Шумский, президент Mercedes Недели моды. Я правильно это произнесла?
ШУМСКИЙ: Да, правильно. Здравствуйте.
ХОЛИНА: Привет. Саша, вот я недавно прочитала статью очень интересную знаменитого критика модного под названием «Мода мертва». Собственно говоря, написана она о моде, как мы ее понимали, то есть это от кутюр, прет-а-порте, и это было написано из-за того, что сейчас уже совершенно непонятно, что такое высокая мода, что такое невысокая мода, почему вот эти вещи показываются на Неделях моды, хотя, например, какие-то аналоги быстро появляются в H&M, или в Zara, где угодно, и все так смешалось, и все из одних тканей. Вот ты что думаешь по поводу этой точки зрения?
ШУМСКИЙ: Ну, такие статьи пишут уже лет 15, как минимум. Мне кажется, я первую такую статью прочитал еще давно-давно. Но, на самом деле, мода не мертва, просто индустрия трансформируется. Трансформируется она следующим образом. 20 лет назад все было четко поделено, было от кутюр, было прет-а-порте и были всякие мелкие бренды массовые, которые были, может быть, даже и не мелкие, но, тем не менее, жили своей жизнью. Потом появилось такое понятие, как фаст-фэшн. В Италии это называется пронто мода, во всем мире фаст-фэшн, это быстрая мода, когда появились ритейлеры, то есть производители и продавцы, у которых вещь от эскиза до полки проходит, ну, не знаю, две-три недели, то есть это очень быстро. Соответственно эти бренды стали брать все самое лучшее с больших подиумов, интерпретировать это, попросту говоря, копируя в дешевых тканях, и выпускать на рынок. Вот эти фаст-фэшн бренды, они очень сильно изменили всю структуру всего модного бизнеса. Соответственно сейчас даже большие бренды делают уже не две коллекции, как делали в 90-х или в 80-х тем более, две коллекции в год - «весна-лето», «осень-зима», а они делают 6 коллекций, 8. Есть пре-коллекции, есть круизные, есть то, се, пятое, десятое, даже это касается люксовых брендов.
ХОЛИНА: Да, вот мне кажется, что Недели моды, они, в принципе, не заканчиваются. Только закончился какой-нибудь летний показ в Лондоне, и тут же, раз, не успели все выдохнуть, уже начинается снова какой-нибудь кутюр в Париже.
ШУМСКИЙ: Нет, Недели моды, они тоже трансформировались, потому что Недели моды раньше служили совершенно четко вот этой сезонности, то есть была осень-зима, весна-лето. Сегодня Недели моды, они являются таким, наверное, градообразующим предприятием для дизайнеров, это промо-мероприятие. Просто рекламная кампания у какого-нибудь бренда проходит раз в год, а вот у фэшн-бренда она формируется вокруг вот этой сезонности и проходит два раза в год, и показ это, по большому счету, элемент маркетинговой стратегии, потому что никакой коммерческой связи, как это было раньше, вернее, связи с коммерцией, которая была раньше, когда приезжали байеры, чего-то заказывали прям с показа, зарисовывали, этого уже нет. На самом деле, это все подчинено средствам массовой информации, а сейчас еще и интернету, и блогерам, и так далее, и задача – как можно громче о себе заявить, как можно больше сгенерировать публикаций, репостов, перепостов, публикаций в Инстраграме и так далее, и тому подобное, то есть это промо. И Недели моды, их сезонность, она во многом стала условной. Это, конечно, не касается больших Недель моды, не касается Парижа, Милана, не касается, естественно, России, потому что у нас холодно и у нас есть осень-зима в своем натуральном выражении. Ну, например, в Индии Недели моды тоже проходят два раза в год, они тоже их называют «осень-зима», какая там осень-зима в Мумбаи, я прошу прощения? Я просто к тому, что стираются грани. Но при этом Недели моды остаются два раза в год, это, по большому счету, дань традиции и большое количество дизайнеров, те, которые работают в этом сегменте во всем мире, Недели моды они, по сути, являются их дедлайном. Ну, если привести аналогию с медиа, люди делают журнал, у них есть дедлайн каждый месяц выпускать журнал или каждую неделю выпускать журнал, нужно сдать материал до такого-то момента, потом они выйдут в свет. Собственно говоря, Неделя моды такой глобальный журнал для дизайнеров. То есть они должны сделать коллекцию, для того чтобы представить в определенный момент. Потому что, если бы Недель моды не было, многие дизайнеры говорят: ну, я бы тогда творил, наверное, не полгода, а 8 месяцев. То есть в этом плане это все отстраивается.
ХОЛИНА: На это же тратятся какие-то бешеные деньги. Вот сколько показ стоит, 200-300 тысяч евро?
ШУМСКИЙ: В Москве стоит в десятки раз меньше объективно.
ХОЛИНА: Ну, да, это 10-20.
ШУМСКИЙ: Ну, на Западе… а почему нет, потому что, если мы говорим, например, о какой-нибудь Prada, она тратит миллионы евро на свой показ, и бизнес у нее миллиардный. У Prada оборот, ну, не знаю, 3 миллиарда евро в год, естественно, она тратит на свое продвижение огромные деньги, и показ - это один из ключевых моментов этого продвижения. То же самое касается любого другого большого бренда. Не надо сравнивать начинающих дизайнеров из Санкт-Петербурга и Chanel, Gucci, Armani, это принципиально разные истории. Хотя, конечно же, Армани начинал когда-то, тоже он был молодым, он когда-то был молодым дизайнером.
ХОЛИНА: Ну, возможно, мы уже этого не помним, но, скорее всего.
ШУМСКИЙ: Да, но только это было в 50-х в Италии, в другое историческое время, и сейчас это большая корпорация, огромная корпорация, которой руководит, собственно говоря, этот прекрасный дизайнер. Но не надо проводить параллель. Но, если исходить из того, что показ это промо-мероприятие для Дома моды и все делается для этого, то, естественно, они тратят деньги на рекламу. Они могут потратить деньги на баннеры в интернете, на полосы в журналах, а могут пока тратить деньги, в том числе, и на показ, это все работает на увеличение популярности, на привлечение новых клиентов, на улучшение знаний об этом бренде, собственно говоря, показы ради этого существуют во всем мире.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов