Собрание слов Большое интервью Юрия Соломина

3 апреля 2015, 20:00

Персоны

МАКСИМОВ: Я не первый раз встречаюсь с этим человеком, но для меня это огромная всегда честь. Юрий Мефодьевич Соломин, Народный артист СССР, руководитель Малого театра. Ну, Юрий Мефодьевич Соломин, чего тут говорить. Здравствуйте.

СОЛОМИН: Здравствуйте.

МАКСИМОВ: Я хочу сразу начать с главного, а именно, со спектакля «Молодость короля Людовика XIV», который… Всегда так странно говорить человеку: вы поставили спектакль, как будто вы не в курсе. Но я скажу нашим слушателям, что вот этот спектакль, это прямо совсем недавняя премьера. С одной стороны, я знаю эту пьесу, я видел спектакль в Театре Сатиры, был очень такой симпатичный, где Юра Васильев играл Людовика XIV. А почему именно эта пьеса?

СОЛОМИН: Почему эта пьеса? Ну, потому что она хорошая, во-первых. Во-вторых, потому что там прекрасная работа для актеров, роли я имею в виду все, начиная с больших и заканчивая буквально эпизодическими ролями. В-третьих, потому что когда сейчас многие ищут какой-то актуальности, современности такой в современных пьесах, ее найти невозможно, потому что там либо в лоб, либо по другому месту бьют, а толку, в общем, никакого нет. И они, так сказать, так проходят на злобу дня, вроде как и раньше было, некоторые пьесы Сафронова там и так далее, и так далее, за редким исключением. И поэтому все-таки классика. Классика, она воспитывает. Классика, поскольку сейчас, слава богу, заговорили о том, что все-таки традиции должны сохраняться, а я воспитан в таком коллективе, где традиции, в первую очередь, остаются пока незыблемыми, все, что не очень хорошее, отмирает естественно, а хорошие традиции, ну, даже вот Масленица, которая недавно прошла, ну, а чем она плоха, очень хорошо.

МАКСИМОВ: А в чем актуальность этой пьесы про чужую жизнь, про чужого короля и вообще?

СОЛОМИН: Да, причем тут король, да. Вот я и говорю, я знал тоже эту пьесу и давно довольно-таки как-то к ней присматривался, потом были другие пьесы, потом все не хватало времени, что-то такое. А тут как-то я в прошлом году летом просто стал читать Дюма, не знаю, почему. Ну, вот у него ведь неплохие вещицы. И вот эта пьеса, когда я раз ее прочитал, пять актов, это очень много сегодня, как говорят, почему только, не знаю.

МАКСИМОВ: Вы не сокращали ее?

СОЛОМИН: Нет, сокращали, конечно. И сокращали именно потому что там, как в каждых классических произведениях, и русских, и западных существуют некоторые повторы, расшифровки. То есть раньше пьесы писались, как такие романы и их читали, приглашая людей. Сначала читали пьесу, ее, наверное, и обсуждали, я не знаю, критиковали или нет, но, наверное, и это было, а потом уже она через какое-то время, она поступала в театр. Но все-таки вначале эти пьесы читались довольно-таки при широкой аудитории. И поэтому они все на сегодняшний день, поскольку мы уже народ такой компьютерный… Значит, мы быстро, сколько дважды два – четыре, значит, ребята тоже нажимают тоже кнопку, я в уме уже сосчитал и даже помножил на восемь, понимаете. Почему, это зависит от воспитания. И поэтому мне кажется, что вот, когда я учился в школе, то у нас все тетрадки, наверное, и у вас тоже вы застали еще это время, была таблица умножения. В клеточку тетрадка, в линеечку тетрадка, косая ли тетрадка.

МАКСИМОВ: Да, да, там были законы, на некоторых были законы пионеров, а на некоторых была таблица умножения.

СОЛОМИН: Да, да, да. И вот эта таблица умножения, она у всех оставалась. Теперь я заметил некоторое время вот при новых поступающих студентах, абитуриентах, когда они задумываются, начинают очень долго думать, сколько дважды два, четыре ли, шестью шесть, само просится сказать – тридцать шесть, почему, это музыка, как музыка, как стихи звучит. Поэтому, когда я раз летом вот эту пьесу просмотрел в прошлом году, потом она отлежалась, потом еще как-то раз, и понял, что там, господи, там все то, что, кто-то сегодня за это бьется, допустим, за экономику, допустим, за порядочность, за честность, за любовь, то есть все элементарные, ну, догмы что ли, да, они все, оказывается, были и тогда. Меня, что очень заинтересовало помимо короля, королевы, кардинала, ну, все это действительно политика, но меня еще основная для меня тема спектакля – это два человека, это король и Мольер, молодой. Может быть, потому что несколько лет назад я занимался Мольером тоже, играл в булгаковской пьесе.

МАКСИМОВ: Я видел этот спектакль, это совершенно…

СОЛОМИН: Может быть, это заставило меня как-то продлить, потому что, к сожалению, я в то время эту пьесу… я знал, что она существует, но у меня не было времени ее прочитать.

МАКСИМОВ: А для вас важна вот тема взаимоотношения власти и художника, которая была в спектакле, где вы играли Мольера, там она была как бы главной, это для вас важная тема?

СОЛОМИН: Важная тема, почему, потому что в эту тему… Что такое художник? Ну, я не могу опять не сказать о том, что когда-то Островский, выступая, это задокументировано, он сказал: «Без театра нет нации». Я сегодня расшифровываю это и говорю: «Без культуры нет нации». Культура это много, точно так же, как медицина, точно так же, как образование, точно так же, как армия.

МАКСИМОВ: А сегодня есть культура?

СОЛОМИН: Сегодня культура у нас находится в тяжелом положении, почему, потому что она в очереди последняя стоит. Вот существует… слава богу, заговорили, я очень рад, что заговорили очень сильно и мощно об армии, и я поднимаю обе руки «за», и мне все то, что сейчас происходит в этом, я все принимаю и я, наверное, поступил бы так же тоже. Второе – это медицина. Медицина очень важна для развития вообще человечества везде, у нас тем более. Здесь, я бы сказал, внимание обращается, но мне хотелось бы больше, поскольку я это чувствую сам, не только возрастно, а вообще я чувствую по своим знакомым, постарше, младше люди, по рождению детей у молодежи и так далее, я чувствую, что есть возможность сделать это намного лучше. И, например, самое главное, я считаю, это образование. И тут я и пять лет назад говорил, и больше, поскольку имею некоторое отношение к образованию, что я это сильно почувствовал лет 6 назад, когда набрал новых студентов в театральный вуз. Они оказались не способными, у них нет мышления, почему, они не знают литературы, они не знают обычаев, они не знают традиций. Я бы сейчас мог несколько вариантов рассказать, но лучше, когда это показываешь все и видишь, как они пользуются нашими традициями, не понимая, что это такое.

Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.

Собрание слов. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет
  • Собрание слов

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация