Собрание слов Большое интервью Игоря Золотовицкого
Персоны
ВЕСЕЛКИН: День сегодня прекрасный, потому что напротив меня сидит, мало того, что мой товарищ, друг ближайший, и, может быть, даже хорошо, что мы долго не виделись, есть, о чем спросить. А, с другой стороны, даже боязно, потому что нужно говорить, что Игорь Яковлевич вроде бы уже, потому что список, который… Здравствуйте, Игорь Яковлевич.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Да, добрый вечер, Алексей Алексеевич. Я знаю, что вы все Алексеи там Веселкины, не перепутать вас.
ВЕСЕЛКИН: Слушайте, ну, самое главное, нас-то ладно перепутать. Я сейчас, дорогие друзья, записывал за Игорем Яковлевичем, кто он есть, должности все, и это неприлично, такое количество неприлично.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Согласен.
ВЕСЕЛКИН: Вы согласны сами-то?
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Согласен.
ВЕСЕЛКИН: Мы иногда на «вы», потому что, когда про должности я на «вы» буду.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Конечно, когда профессор на «вы».
ВЕСЕЛКИН: А когда про искусство, уже…
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: А когда вот это, да: «Игорек, Игорек, подари мне пузырек», это уже нормально, пожалуйста.
ВЕСЕЛКИН: Ну, вот, внимание. Значит, ректор Школы-студии МХАТ.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Имени Владимира Ивановича Немировича-Данченко при Московском художественном театре им. А.П.Чехова. Вот так вот, не просто вам.
ВЕСЕЛКИН: Ну, я бы сразу это стихотворение не выучил.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Да, скороговорочка.
ВЕСЕЛКИН: Директор Дома актера.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Центрального Дома актера имени Яблочкиной.
ВЕСЕЛКИН: Руководитель курса Школы-студии МХАТ.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Ну, это уже так, как говорится, это уже даже…
ВЕСЕЛКИН: Это даже смешно.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Это смешно после того, как уже ректор.
ВЕСЕЛКИН: Но профессор же ведь?
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: При этом, при этом при всем.
ВЕСЕЛКИН: Кстати, а зарплата влияет?
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Давай будем говорить все-таки про дело, а не про деньги.
ВЕСЕЛКИН: А я про дело сейчас как раз и начал говорить.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Хорошо, да, зарплата очень большая, очень.
ВЕСЕЛКИН: Отлично, это хорошо, у меня прямо мурашка даже пошла, ненавистная мурашка.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Я сам удивляюсь. В день миллион долларов.
ВЕСЕЛКИН: Ну, вы же, кстати говоря, у вас же американский курс?
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Нет, давайте так, давайте все-таки, Алексей Алексеевич, будем говорить или об американцах, это не курс.
ВЕСЕЛКИН: А кто это?
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: А кто это? Что это за люди? Нет, у нас есть, это можно с гордостью сказать, что на протяжении 20 лет еще со времен Олега Павловича Табакова, когда он был ректором, есть несколько программ, связанные с Америкой. Есть у нас гарвардская программа, то есть это студенты Гарвардского университета, вот сейчас в данном случае они здесь три месяца, и есть у нас несколько программ, Центр Юджина О`Нила, которые приезжают осенью. Вот сейчас у нас гарвардские студенты в восторге от Москвы, и я хочу сказать, что какая прелесть, что все-таки театр вне политики, и дай, бог, чтобы не совали его и не тыкали его, как, знаешь, как жупел такой в политику. Прекрасно, ребята в восторге. А гарвардские студенты, я тебе хочу сказать, что это взрослые люди, которые уже и в профессии побывали, там есть и 30-летние, и 38-летние, и люди, которые поработали на Бродвее. У нас там, допустим, в прошлом году была девушка, которая 8 лет в «Mamma Mia!» играла на Бродвее, ну, не заглавную роль, но роль. Я говорю: «А зачем же ты пошла учиться?» А это стоит денег все-таки, в Америке Гарвардский университет, ты понимаешь, что это. Она говорит: «Я хочу, я вот заработала достаточно денег, я хочу повысить квалификацию». У них же нет систематизированного образования, как у нас. Ну, это я чего-то серьезное говорю.
ВЕСЕЛКИН: Нет, нет, сейчас уже будет не серьезно.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Нет, ну, просто, знаешь, это, на самом деле, приятно, что в наши непростые времена, у нас эти контакты, во-первых, помогают, естественно, выжить нам, потому что это внебюджетные, естественно, доходы, и мы платим педагогам достойную, конечно, ну, хотелось бы еще достойнее, но, во всяком случае, достойную зарплату профессорско-преподавательскому составу, в том числе, благодаря вот этим проектам.
ВЕСЕЛКИН: Великолепно. А вот скажите мне такую вещь, вы очень смешную историю рассказали, когда ваши гарвардские американцы увидели подготовку парада, и там перекрестились по-американски.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Да, да. Я сказал: «Ну, все, ребята, как говорится, все, в общагу не пройдете». «Что?» Я говорю: «Пока не отмените санкции, в общагу... Ты видел, сколько танков там стояло?» Они говорят: «Ну, ладно, шутишь?» Я говорю: «Ну, иди, пройди». А там парапеты поставили, не пускают.
ВЕСЕЛКИН: Иди, подразни танкистов.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Попробуй, да, иди, скажи.
ВЕСЕЛКИН: Кто выиграл войну.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Да, да. Ну, эффектно смотрелась картинка, когда американцы шли, а американцы у меня там разноцветненькие, есть хорошенькие, и китайские, и афроамериканские, и мексиканские.
ВЕСЕЛКИН: Какие у них впечатления-то? Помимо театра они же ведь и театр военных действий застали грандиозный.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Ты знаешь, я тебе хочу сказать, что достаточно, с одной стороны, они политизированы, особенно темнокожие ребята. Серьезно, политизированы очень, по отношению к ним вот эти все происшествия, которые сейчас идут в Америке, мимо них не проходят. А, с другой стороны, они в Москве не чувствуют вообще никакого напряжения, это так радует.
ВЕСЕЛКИН: Вот я хотел как раз по этому поводу спросить. Слушай, раньше было, особенно в 1988 году, когда мы с Дворжецким были на стажировке в Лондоне, а потом приехали сюда, а это очень страшное время было в Москве.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Ну, ты мне будешь рассказывать.
ВЕСЕЛКИН: Ну, чего я тебе рассказываю, да. Ну, страшно, темно, тут ничего нет.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: У Севы Новгородцева вы были, я помню. Маша Слоним, Сева Новгородцев, наши ребята все.
ВЕСЕЛКИН: Короче говоря, когда мы сюда вернулись, а это была зима, света никакого нет, только надписи «Аптека» мигающие. И потом приехали англичане двое, и нам было в какой-то степени не очень удобно, потому что, ну, вот они ввалились и такая холодная Москва, она не светится, ничего. Я к чему это говорю, мне, во-первых, Москва очень сейчас нравится, я вообще считаю, что потрясающий город, яркий, энергичный, пульсирующий.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Я тебе больше того скажу, нам-то ладно с тобой уже все-таки по полтинничку, давай так честно скажем радиослушателям, что на двоих стольничек-то есть, понимаешь. А начали мы с тобой творческую деятельность, когда на двоих было всего 40. По 20 лет нам было с тобой в 1983 году, по 21 годику. И я к чему это говорю, что нам с тобой уже сто, что мои дети, не знаю, как твои, а мои 27-летний один, а другой 17-летний, они тоже здесь в порядке, никуда не хотят.
ВЕСЕЛКИН: Потрясающе. Метаморфоза.
ЗОЛОТОВИЦКИЙ: Ну, мне как-то это, знаешь, сейчас неприлично так говорить, знаешь, я сформулировал такую фразу, что сейчас про родину говорить, не потеряв совести, очень сложно. А вот мне радостно, что я могу это говорить абсолютно спокойно, что дети так относятся к Москве, как к месту, в котором они должны жить и работать.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов