Собрание слов Большое интервью Алексея Иващенко
Персоны
РУЖЕЙНИКОВ: У нас сегодня в гостях человек, который должен быть, на мой взгляд, известен раз в десять больше, чем есть на самом деле, это вот действительно. Вы считайте сегодняшнюю программу это мой такой пиар этого человека, это я плачу свои культурные долги. Актер, автор, прекрасный музыкант, переводчик, просто хороший человек Алексей Иващенко. Здравствуйте, Алексей.
ИВАЩЕНКО: Здравствуйте.
РУЖЕЙНИКОВ: Это не лесть была грубая.
ИВАЩЕНКО: Спасибо большое. Особое спасибо, что это не лесть.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, это не лесть. Вы знаете, когда я сказал, что я хочу, чтобы интересовалось вашим творчеством гораздо большее количество людей, нежели это есть сейчас, я обращаюсь не только к вашему искусству, но и к искусству ваших немногих собратьев. Мы с вами как-то уговорились несколько месяцев назад, что вот, мол, давайте мы поговорим, ну, мы просто так в кавычках взяли такое название «бардовская песня». Потому что иногда заходишь куда-нибудь, смотришь: Алексей Иващенко, бард. Я считаю, то, что вы делаете на протяжении последних, ну, с 1970-х годов, сами считайте, слушатели сами посчитают, можно это назвать бардовской песней, можно как угодно это назвать, но это несколько отличается от того, что бардовской песней называют большинство жителей нашей страны. Для меня, например, бардовская песня это рыцари костра и гитары, и только, и все, это я сам придумал.
ИВАЩЕНКО: Я понял, да.
РУЖЕЙНИКОВ: У вас оно как-то, знаете, не то, что более профессионально, для меня более интересно, более выпукло, более глубоко. Чтобы все-таки разобраться, что такое бардовская песня и не бардовская, вот что такое, скажем так, когда вы в 1970-х годах, не сейчас, а в 1970-х годах бардовская песня, что вот у вас?
ИВАЩЕНКО: Да не было тогда слова такого «бардовская песня».
РУЖЕЙНИКОВ: По-моему, тоже не было.
ИВАЩЕНКО: Я услышал песни под гитару, они мне понравились, что-то я услышал в школе, что-то я услышал в университете. Конечно, поворотным пунктом был 1975 год, осень 1975 года, когда у нас на факультете географическом, куда я поступил только, за несколько, можно сказать, дней до этого у нас был сбор курса, мы начали учиться, и вдруг в конце сентября это было, у нас на факультете на 21-м этаже главного здания МГУ выступает квинтет под руководством Сергея Никитина. И те из вас, уважаемые слушатели, которые помнят квинтет Сергея Никитина тех лет, не дадут мне соврать, когда я скажу о том, что, наверное, на неокрепшие умы этот квинтет производил не меньшее впечатление, чем Beatles, не побоюсь этого сказать. Потому что у меня реально в один вечер, как теперь выражаются, «снесло крышу».
РУЖЕЙНИКОВ: Хорошее выражение – снесло крышу.
ИВАЩЕНКО: Это было что-то невероятное. Я, уже игравший на гитаре, знавший аккордов довольно много.
РУЖЕЙНИКОВ: Штук 7, 8.
ИВАЩЕНКО: Да, «большая звездочка», «маленькая звездочка», «крокодильчик», конечно же, мы через это проходили. И я, игравший в школе в вокально-инструментальном ансамбле, и, в общем, прилично о себе понимающий, вдруг поступаю в университет и понимаю, что жизнь прошла зря просто, надо все начинать сначала. Это очень сильно было, впечатление было очень сильное.
РУЖЕЙНИКОВ: Вот, смотрите, мы сейчас какие-то стариковские воспоминания.
ИВАЩЕНКО: Да нет, а дело в том, что из этих, извините, что перебиваю, из этих воспоминаний, собственно, и складывается вся жизнь. Они не стариковские, они настоящие.
РУЖЕЙНИКОВ: Хорошо, настоящие. Стариковские – это я кокетничаю. Мы с вами люди молодые, просто мне полтинник скоро. Я вспоминаю, я был в свое время на концерте Сергея Никитина, который был посвящен его 50-летию. Я и тогда поражался, и до этого поражался, и после этого поражался одному факту. Вот, значит, Сергей Никитин, который считается в массе даже людей, которые не знают, что такое авторская песня, бардовская песня, один из столпов.
ИВАЩЕНКО: Да, конечно, да.
РУЖЕЙНИКОВ: Вот Сергей Никитин в конце 1960-х, в начале 1970-х годов показал, как можно исполнять то самое, опять же я подчеркиваю в кавычках, что называется авторской песней. Дорогие друзья, если вы не знаете, Сергей Никитин не поэт, он пишет музыку. И это никак не повлияло на общий уровень исполнительского мастерства в так называемой бардовской песне. Вот Иващенко, он обалдел, когда услышал, как можно играть на гитаре, как вообще можно аранжировать вещи на русском языке под акустические гитары. Вот вы обалдели.
ИВАЩЕНКО: Да, я обалдел.
РУЖЕЙНИКОВ: А почему никто больше не обалдел?
ИВАЩЕНКО: Да много народу обалдело, я думаю, что все обалдели. И речь идет не только о том, как аранжировал и исполнял все это Сергей Никитин, речь идет, собственно, сначала и в первую голову о самом музыкальном материале, о тех культурных принципах, на которых базировался отбор этого музыкального материала, о тех человеческих принципах, на которых этот отбор базировался.
РУЖЕЙНИКОВ: А поподробнее можно?
ИВАЩЕНКО: Ну, представляете, вот мы поем, так получилось, что я знал несколько песен Окуджавы, знал «Песенку про собачку Тябу», и не знал, что эта песня некоего Берковского, не знал о его существовании, это 1975 год. Знал песню «У льва есть хвост могучий, длинный, а у осла есть хвост ослиный», больше ничего не знал. И вдруг в один день я просто узнаю о существовании Вадима Егорова, о существовании Александра Городницкого. Не знал, вот до первого курса не знал Городницкого ни одной песни. Вот так вот, на географический факультет шел, не знал ни одной песни, так получилось.
РУЖЕЙНИКОВ: Ничего удивительного в этом.
ИВАЩЕНКО: Окуджаву знал. Никитина, слышал, что он есть, никогда не слышал, как он исполняет. Его собственных песен не слышал «Под музыку Вивальди», от которой мы потом там… не слышал «Сонета № 90». Когда я все это услышал, я понял, что, собственно, репертуарчик-то не ограничивается репертуаром ансамбля «Вешние воды», так назывался наш школьный ансамбль. «Вешние воды, весна пришла, вешние воды, любовь принесла». Нет, репертуарчик-то, это песенки, они о другом, они про жизнь, они про меня. И мне это стало не просто интересно, я не просто обалдел от этого, нас всосало туда в это облако невероятное.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов