Собрание слов Большое интервью Вячеслава Бутусова
Персоны
РУЖЕЙНИКОВ: У нас в гостях Вячеслав Бутусов, человек, которого не надо лишний раз представлять. Здравствуйте, Вячеслав.
БУТУСОВ: Добрый вечер, Игорь.
РУЖЕЙНИКОВ: Вячеслав, я не знаю, какое это интервью после февраля, но до февраля их не было где-то 4 с лишним года. Ну, примерно. Вы не считайте, это не ваше дело, это журналисты посчитали, что почти 5 лет и только, когда «Гудгора» вышла, у вас была большая пресс-конференция, по-моему, в «Б2», если не ошибаюсь.
БУТУСОВ: Я понимаю, что мелочи тут не имеют значения.
РУЖЕЙНИКОВ: Абсолютно. Я разговаривал с одним своим приятелем, который последний раз у вас интервью брал лет 10 назад, он говорит: это, говорит, совсем другой человек, спустя 5 лет это другой человек. Это взгляд абсолютно со стороны, взгляд человека, который с вами больше, конечно, знаком исключительно с вашим творчеством, как музыканта и писателя. Это правда или нет? Вы себя не считаете другим человеком? Вот пять лет назад, за пять лет?
БУТУСОВ: А другим относительно себя же?
РУЖЕЙНИКОВ: Себя, себя.
БУТУСОВ: Очень хотелось бы верить.
РУЖЕЙНИКОВ: А почему?
БУТУСОВ: Ну, как почему?
РУЖЕЙНИКОВ: Другой же, это не обязательно другой лучше.
БУТУСОВ: Мне 53 года, я ведь прекрасно понимаю все свое состояние, техническое оснащение, чем я загружен, я все это прекрасно осознаю и хорошо, что осознаю, потому что я понимаю, от чего нужно избавляться и как нужно облегчаться, как это обременение свое немножко уменьшить.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, 53 года это не то, что не старость, это самый что ни на есть возраст такой.
БУТУСОВ: Да, да. У меня есть возможность вот этот период от 50 до 70 лет, когда к мужчине приходит мудрость…
РУЖЕЙНИКОВ: Мудрость, да и сила основная.
БУТУСОВ: У меня 17 лет есть еще как бы многое сделать, многое осознать. Так что я, в принципе, можно сказать, в сравнении с тем, с другим, я очень позитивно настроен и оптимистично.
РУЖЕЙНИКОВ: О, это ваше позитивно, оптимистично. Вы когда представляли «Гудгору», вы сказали, вы использовали это слово, что это самый позитивный мой альбом. Журналисты Rolling Stone, они подумали, что это вы стебёте их так. Или нет, или это было сказано абсолютно искренне?
БУТУСОВ: Ну, вообще это так и есть.
РУЖЕЙНИКОВ: Искренне, да?
БУТУСОВ: Конечно.
РУЖЕЙНИКОВ: Знаете, я, слава богу, наверное, слава богу, не музыковед, а вам, как музыканту на эту тему говорить, наверное, не очень интересно, но все-таки попробуйте. Знаете, Стю в свое время, он Мику и Киту Ричардсу сказал, когда ему что-то предложили сыграть, то ли «Wild Horses» они предложили, в общем, что-то минорное, он сказал: «Я не буду играть эту вашу китайскую фигню». Там, правда, слово другое было, не фигня. Он не играл, Стю не играл.
БУТУСОВ: Там было слово пентатоника.
РУЖЕЙНИКОВ: Нет, там не пентатоника. Он пишет про пентатонику Кит Ричардс, но слова Стю, что он не играл песни в миноре вообще, вообще их не играл. У вас, да, собственно говоря, не только у вас, вообще наша традиция песенная, она, в основном, минорная, и как вот оно – минор и позитив?
БУТУСОВ: Как избежать этого, да?
РУЖЕЙНИКОВ: Не избежать. Как это сопоставимо, минор и позитив?
БУТУСОВ: Я, к сожалению, архитектор.
РУЖЕЙНИКОВ: Почему, к сожалению?
БУТУСОВ: К сожалению, в моем отношении к музыке. У меня очень абстрактное восприятие музыки, и, слава богу, я вообще счастливый человек в этом смысле, потому что я музыку воспринимаю на интуитивном уровне, на уровне восприятия, к которому я готов в данный момент. Одну и ту же музыку можно по-разному воспринимать, я уже обратил внимание.
РУЖЕЙНИКОВ: В зависимости от состояния, от обстоятельств?
БУТУСОВ: Конечно, от обстоятельств, да. И я знаю, что самым примитивным образом можно избегать, ну, мажорных и минорных ступеней. Берете себе какой-то интервал, который не подтверждает.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, кварточку, и по кварточке туда-сюда, туда-сюда.
БУТУСОВ: Конечно.
РУЖЕЙНИКОВ: Не минор, не мажор.
БУТУСОВ: Поэтому мажор и минор это вещи относительные, как я понимаю. Точно так же, как ощущения радости в Норвегии и в Китае, они разные.
РУЖЕЙНИКОВ: Наверное, да.
БУТУСОВ: Или где-нибудь на экваторе, где вообще солнце не заходит, я имею в виду в том смысле, что не настолько все пасмурно и мрачно. Так что наш минор, будем считать, будем говорить так, наш минор, он иногда вполне позитивный, так же, как и наш мажор иногда…
РУЖЕЙНИКОВ: Может быть, негатив такой, ужас.
БУТУСОВ: Довольно кислым может быть, да.
РУЖЕЙНИКОВ: И торжественным. Вы знаете, у нас есть очень хорошее изобретение, ну, это вы знаете, конечно, очень хорошее изобретение, его очень хорошо охарактеризовал Сергей Никитин. Мы стали говорить про гимн тогда еще Советского Союза, он еще не стал гимном России, мажор, скатывающийся в минор. Он не шутил, он как музыкант говорил. Мажор, вот первый аккорд мажорный, и потом скатывался, вот это по-русски, это по-нашему очень.
БУТУСОВ: Возможно, да, но в этом есть какая-то диалектика.
РУЖЕЙНИКОВ: Наверное.
БУТУСОВ: Ну, и потом эти вещи, они отображаются зеркальным образом. Любая архитектура это, в принципе, жалкое подобие природы. В природе настолько все отображается, я имею в виду зеркальный принцип отображения, так что там, где есть от мажора к минору, дальше будет от минора к мажору и так далее. И чем мы ближе фокус свой настраиваем, тем мы мельче вещи видим, но крупнее, а чем дальше мы отдаляемся от этих вещей, тем мы видим более крупные вещи.
РУЖЕЙНИКОВ: Но не видим мелочей.
БУТУСОВ: Да. Иногда к лучшему, кстати. Когда летишь на самолете и не видишь ни людей, ни мусора, а видишь только вот эти зеленые и голубые пятна, вполне позитивное зрелище, я вам скажу.
РУЖЕЙНИКОВ: Да мне тоже, знаете, нравится, причем над любой страной.
БУТУСОВ: Ты понимаешь, что это обман, что это иллюзия, но, тем не менее.
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, мы же ее сами создаем, мы сами сели в этот самолет, сами полетели, мы сами ждали этой картинки.
БУТУСОВ: У меня много знакомых людей, имеющих отношение к кино, и вот один из известных людей, режиссеров, он любил говорить, что вот какую пленку ты в свой проектор зарядишь, такое кино твой проектор и будет проецировать на окружающую действительность.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов