Собрание слов Большое интервью Клары Новиковой

2 июня 2015, 20:00

Персоны

МИТРОФАНОВА:  Сегодня у меня удивительная гостья, собеседница Клара Борисовна Новикова. Клара Борисовна, здравствуйте.

НОВИКОВА:  Здравствуйте.

МИТРОФАНОВА:  Ну, буду сбиваться на «вы», на «ты», без Борисовны.

НОВИКОВА:  Нет, ну, в общем, я буду все равно понимать, что это ко мне обращение, можно без Борисовны абсолютно.

МИТРОФАНОВА:  Ну, иногда.

НОВИКОВА:  Даже мой ребенок старший называет меня Клара, поэтому оставим Клара.

МИТРОФАНОВА:  Если ваш ребенок старший с 1976 года…

НОВИКОВА:  Мой? Нет, у меня с 1977 дочь, а это уже ее.

МИТРОФАНОВА:  А, это внук.

НОВИКОВА:  Да, внук, старший вот школу заканчивает, называет меня Клара.

МИТРОФАНОВА:  Ну, это понятно, потому что вы очень энергичный, бодрый человек-женщина. Могу я так с самого начала сказать?

НОВИКОВА:  Мне так нравится. Рита,  можно Рита? Или Маргарита Михайловна?

МИТРОФАНОВА:  Да, ну, я вашей дочке ровесница, ну, чуть постарше.

НОВИКОВА:  Ну, опять вы подчеркиваете возраст. Вообще я это ужасно не  люблю.

МИТРОФАНОВА:  Правда?

НОВИКОВА:  Да, мне не нравится, когда  говорят,  а возраст это же очень относительно. Говорят: вы бодрый, вы бодрый, вы еще такой бодрый.

МИТРОФАНОВА:  Ну, бодрый именно по отношению к жизни. А почему, есть же просто вялые люди, которые задумчивые такие ходят.

НОВИКОВА:  Нет, есть люди, которые наблюдатели жизни, а есть участники. Я участник жизни. Я не наблюдатель со стороны, прожевывая какой-нибудь бутерброд, что там в окне происходит. Нет, я помчусь туда и буду там внутри.

МИТРОФАНОВА:  Ну, вот, дай, бог, здоровья.

НОВИКОВА:  Хорошо.

МИТРОФАНОВА:  Я, о чем хотела сказать и начать вступление свое, то, что могла ли я, я так подзуживаю иногда, простая сибирская девушка брать интервью у Клары Новиковой. И вообще мое в молодости отношение к официальной эстраде, я, как рокер старый, у меня все тело исписано.

НОВИКОВА:  Я не успела исписать.

МИТРОФАНОВА:  Я относилась очень с предубеждением. И я уверена, вы слышали эти слова не раз от таких людей лет 40, которые, когда началась перестройка, выбрали сразу какую-то заграницу в смысле музыки, рока, Led Zeppelin, и как-то отделились от телека, может быть, не смотрели официальные программы. То есть там, где, в основном, вы появлялись. Вот я, какое длинное предисловие.

НОВИКОВА:  Я не появлялась в новостных каналах, я появлялась в развлекательных программах. И при этом хочу вам сказать, Риточка, что выросло поколение вот-вот уже ваше пока, потому что за вами идет дальше и дальше.

МИТРОФАНОВА:  45 плюс.

НОВИКОВА:  Не надо, опять не надо. Только единственное, что вот эти надписи и рисунки на теле, это меня всегда очень пугает, не потому что я этого не принимаю, а потому что я видела, как это выглядит уже потом.

МИТРОФАНОВА:  В старости? Ну, я же на руке. Вообще-то это отвиснет точно. Борисовна уколола.

НОВИКОВА:  Ну, да. У меня был двоюродный брат, у которого на спине девушка сидела на Луне и играла… нет, черт с девушкой на Луне, и черт ее соблазнял, играя на гитаре. Ну, он был молод, он ходил всегда без майки дома, и всегда мы обращали на это внимание, меня это пугало. А потом я приехала, он уехал жить в Америку, и я приехала как-то к нему туда в гости, и он опять без майки, но уже черт сильно повзрослел.

МИТРОФАНОВА:  Это называется черт-те что.

НОВИКОВА:  Да, черт-те что, и девушка сползла с Луны. Поэтому я это видела в действии.

МИТРОФАНОВА:  Ну, мы знали, на что идем.

НОВИКОВА:  Ну, это я ничего не уколола, это я просто по возрасту, мы не говорим.

МИТРОФАНОВА:  Ну, я заметила, что у вас есть мнение по любому поводу. Это связано с вашей действительно жизненной позицией, темпераментом или отношением ко всему?

НОВИКОВА:  Ну, знаете, у человека есть какое-то отношение к жизни, какой-то взгляд, а я еще так, наблюдатель еще. Кроме того, что я участник, я еще и наблюдатель. Вот я, думаете, что я сейчас делаю, я думаю, как бы я это сыграла, понимаете. Поэтому, конечно, у меня на все есть какое-то свое мнение по поводу всего. Я же выхожу на сцену и вижу зрителей в зале. И среди моих зрителей очень много ваших ровесников. Моя дочь, конечно, меня не принимала. Она понимала, что я актриса, она понимала, что, в общем, я имею на что-то право.

МИТРОФАНОВА:  Но жанр…

НОВИКОВА:  «Ну, мама, ну». Ну, потом я все-таки сейчас в театре что-то пытаюсь играть. Я всегда хотела быть в театре, но так получилось в жизни. Поэтому я играю на сцене маленький свой театр. Не просто монологи, не просто развлекухи.

МИТРОФАНОВА:  Клара Борисовна, ну, вот вы сказали: я всегда хотела. А вот, во сколько эта мечта именно осуществилась или поняла, когда, ну, бывает, яркие девчонки рыжие в Киеве росли, вся у нас страна была общая, об этом мы как-нибудь, может, попозже скажем,  что немножко странное сейчас время. Но когда вы поняли, что вы активист?

НОВИКОВА:  Я никогда не понимала, что я что-то другое, я родилась тем, что я артистка. Я всегда этого хотела. Мне все говорили – папа, мама, говорили, что никогда этого не случится, потому что ты еврей, как вы сказали. А тогда в Киеве это было очень сложно поступить в театральный институт, это почти было невозможно, и моя учительница, к которой я приходила на кружок художественного чтения в Доме пионеров, я же все это прошла, она тоже волновалась, но она все равно понимала, что я должна стать актрисой.

МИТРОФАНОВА:  Но какой, смешной, драматической?

НОВИКОВА:  Драматической. Я читала Чехова, если это кружок художественного чтения, читала Евтушенко стихи, я читала Чехова, мне нравится такое. Мне нравилось читать «Анну Каренину», понимаете, мне так нравилось. Но я поступала в театральный, и я уже сказала, по причине меня не взяли, потому что меня очень хорошо встретили, а потом, выяснив фамилию…

МИТРОФАНОВА:  А когда вы подстраховались уже с Герцер на Новикову?  

НОВИКОВА:  Нет, я замуж вышла за Новикова. Это обычный девичий путь – выйти замуж и поменять фамилию. Хотя мою не хотели печатать в афише тогда в то время. Но я уже была актрисой, начала быть актрисой и встретила человека по фамилии Новиков, и вышла за него замуж. Обычный  днепропетровский хлопец. Первая моя филармония была Кировоградская такая, я даже не знаю, как  они сейчас будут менять это название. Кировоградская, до этого это был Елисаветград. Поэтому ничего такого не случилось неестественного.

 

Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.

Собрание слов. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет
  • Собрание слов

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация