Один Вадим Эдвард Сноуден

9 июня 2015, 15:00

Персоны

ТИХОМИРОВ:  Именно в этом часе мы встречаемся с самыми лучшими людьми, представителями Всероссийской государственной телерадиокомпании. Сегодня у нас в гостях уникальный человек, человек-легенда, который знает про документальное кино практически все, это куратор документальных программ Московского  кинофестиваля Григорий Александрович Либергал.

ЛИБЕРГАЛ:  Добрый день.

ТИХОМИРОВ:  Здравствуйте, Григорий. Можно я вас буду называть Григорий?

ЛИБЕРГАЛ:  Конечно, можно, а как же еще?

ТИХОМИРОВ:  Григорий Александрович, мне кажется, для вашего возраста это как-то неприлично. Дело в том, что 19-го числа,  вы знаете, в Москве состоится Московский фестиваль, и в рамках этого фестиваля уже несколько лет проходит документальная программа. И вот Григорий является как раз куратором и практически отцом основателем.

ЛИБЕРГАЛ:  Ну, одним из, скажем так, мы это давно делаем вместе с Сергеем Мирошниченко.

ТИХОМИРОВ:  Да, Сергей Мирошниченко тоже глыба документального кино. Так вот, на этом Московском фестивале состоится одно удивительное событие. Дело в том, что в рамках  документальных кино будет показан фильм под названием  «Гражданин четыре». Только не думайте о том, что здесь какое-то имеет отношение господин Ефремов, это совершенно другая история. И вот об этом мы и хотели поговорить, ну, как, в принципе, и о документальном кино. Григорий, начнем с самого главного. Почему вы решили привезти на наш Московский фестиваль картину американского режиссера, получившую «Оскара»?

ЛИБЕРГАЛ:  Ну, потому что программа «Свободная мысль» в рамках Московского международного кинофестиваля для того и создана. Она показывает все  главные документальные картины мира, сделанные за год, все лучшие, все самые влиятельные. Безусловно,  такой картиной в этом году является именно картина «Citizenfour. Правда Сноудена».

ТИХОМИРОВ:  А, «Правда Сноудена».

ЛИБЕРГАЛ:  Продюсеры, как я понимаю, именно так решили назвать эту картину в России, американские продюсеры, или, точнее, международные продюсеры, потому что именно под этим названием она и выходит всюду, где она уже вышла, во всех странах, где она выходила, название не переводится. Она уже стала легендой, вот эта вот подпись Сноудена «Citizenfour», подпись анонимная. И первое время Лора Пойтрас, собственно, и не знала…

ТИХОМИРОВ:  Это режиссер этого фильма.

ЛИБЕРГАЛ:  Режиссер этого фильма, режиссер известнейшая к этому времени. А история эта началась в январе 2013 года, к этому времени Лора Пойтрас была одной из самых уважаемых, ценимых американских документалисток. Она уже была номинанткой на «Оскар» за предыдущую свою картину «Моя страна, моя страна» и так далее. Вот в это-то время с ней и связался некто вполне  анонимный, прятавшийся за подписью «Citizenfour».

ТИХОМИРОВ:  Да, это очень интересная история. Я все время думаю об одном. Вот господин Сноуден, на самом деле, герой нашего времени, человек, который взял и изнутри взорвал практически всю американскую систему разведывательную. Он работал ведь в агентстве безопасности национальной?

ЛИБЕРГАЛ:  Да, он был контрактором агентства национальной безопасности.

ТИХОМИРОВ:  И в 27 лет его допустили до секретных материалов.

ЛИБЕРГАЛ:  Ну, это не от возраста, наверное, зависит, он был очень хорошим специалистом, как я понимаю.

ТИХОМИРОВ:  Ему доверили большую военную американскую тайну, а он ее взял и выдал всему миру. Вот, с одной стороны, мы должны радоваться, что он рассказал правду, а, с другой стороны, ведь он нарушил закон.

ЛИБЕРГАЛ:  Так вот фильм Пойтрас именно этому и посвящен. То есть фильм документальный, там нет ни одного постановочного кадра. Он, по сути своей, все не зря говорят о том, что режиссер совершила, ну, просто фантастический некий кульбит и сделала документальный фильм приемами не просто игрового кино, а игрового триллера, фильма предельно драматичного, фильма, построенного на том, что его главный герой постоянно находится в ситуациях поиска морального выхода, он все время должен думать, что ему делать, что правильно, что неправильно. Выбор перед ним чрезвычайно тяжелый, выбор именно моральный.

ТИХОМИРОВ:  Слушайте, так получается это практически Достоевский.

ЛИБЕРГАЛ:  Это получается действительно практически Достоевский. То есть, эта картина о человеке, который стоит на распутье, эта картина о человеке, который готов рискнуть всем, включая жизнь, на самом деле, во имя того, что он  считает правдой. И режиссер именно этим вопросом и задается, и решает его для себя, а каждый зритель вынужден решать его для себя.

ТИХОМИРОВ:  Слушайте, так получается, что документальное кино это искусство?

ЛИБЕРГАЛ:  Так  документальное кино это искусство, давайте спорить не будем. Это решили без нас, а мы с другой стороны в последние годы  просто своими глазами видим тому массу подтверждений. Собственно, для этого-то мы с Сергеем и восстановили документальную программу Московского кинофестиваля после долгого перерыва.

ТИХОМИРОВ:  Вы знаете, сейчас просто я хочу немножечко  отойти в сторону, простите меня ради бога, потому что хочется поговорить о Сноудене, рассказать его действительно внутреннюю биографию, внутреннюю пружину, потому что для нас многих,  россиян, к сожалению, с помощью средств массовой информации это была такая немножечко опереточная история, по крайней мере, для меня долгое время. Я думал, что это какой-то такой плохо написанный шпионский триллер, а, на самом деле, это человеческая трагедия, и в то же время это, как говорится, путь вперед.

ЛИБЕРГАЛ:  Да, но это трагедия высокая.

ТИХОМИРОВ:  В том-то и дело, высокая трагедия. Скажите мне, вот сейчас как бы отойдя немножко от Сноудена, а почему у нас такое плохое документальное кино?

ЛИБЕРГАЛ:  Нет, не согласен. Оно с проблемами, но оно никоим образом не плохое. У нас, вы знаете, документальное кино  в Советском Союзе, в России потом, оно всегда было искусством с большими традициями, оно привыкло к тому, что к нему относятся как к искусству, и какое-то время оно жило во вполне тепличных условиях. Я это помню достаточно хорошо.

ТИХОМИРОВ:  Это вы про советское время?

ЛИБЕРГАЛ:  Я про советское время. Особенно про советское время в 1960-70 годы, когда, вы не помните,  Вадим, вы моложе, но тогда в Москве, например, было 6 специализированных кинотеатров  документального кино.

ТИХОМИРОВ:  Я знаю, «Иллюзион» был, и вы там работали.

ЛИБЕРГАЛ:  «Иллюзион»,  в котором я имел счастье работать.  «Иллюзион», конечно, показывал документальные фильмы, но их было очень немного.

 

Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.

Один Вадим. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Ассамблея автомобилистов
  • Гостелерадио
  • Литвин
  • Семидесятники
  • Толковый словарь

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация