Собрание слов Большое интервью Лилии Кузнецовой и Дины Яковлевой
Персоны
РУЖЕЙНИКОВ: Сегодня у нас в гостях две очаровательные женщины, мало того, две очаровательные женщины, два вожатых великого детского лагеря «Артек», который в этом году совсем недавно отметил юбилей – 90 лет со дня начала работы. Дина Евгеньевна Яковлева, здравствуйте.
ЯКОВЛЕВА: Добрый день.
РУЖЕЙНИКОВ: И Лилия Вадимовна Кузнецова. Здравствуйте.
КУЗНЕЦОВА: Здравствуйте.
РУЖЕЙНИКОВ: Когда ты слышишь слово «вожатый», сразу вспоминаются какие-то кадры из разных фильмов, там мальчик, девочка, кто-то бегает с пионерским галстуком явно не по возрасту, или вспоминается фильм «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Вообще все это довольно далеко от тех реалий наших пионерских лагерей, в которых отдыхали. Дина Евгеньевна, Лилия Вадимовна, скажите, пожалуйста, как вас угораздило стать вожатыми вообще?
ЯКОВЛЕВА: Пионерская работа всегда привлекала меня и я, будучи еще школьницей 7-го класса, я была пионерской вожатой в 5-м классе, и вот с этого началась моя пионерская биография. Ну, а потом педагогический институт и параллельно я работала старшей пионерской вожатой в школе № 55 города Казани. А потом так и пошло, и пошло, что наряду с учебой я работала в школе. Было две школы, в которых я отработала старшей пионерской вожатой в Казани, а потом мне было предложено пройти экзамен на то, чтобы попасть в пионерский лагерь «Артек».
РУЖЕЙНИКОВ: Экзамены были?
ЯКОВЛЕВА: О, это было большое такое…
РУЖЕЙНИКОВ: Серьезное испытание.
ЯКОВЛЕВА: Очень серьезное испытание, потому что, во-первых, сначала это были собеседования в обкоме комсомола Татарской республики, а потом эти собеседования были в ЦК комсомола.
РУЖЕЙНИКОВ: В Москве.
ЯКОВЛЕВА: В Москве. В мою бытность тогда Куценко ведь нас принимала? Да, Куценко, секретарь Центрального совета.
КУЗНЕЦОВА: Балясная.
ЯКОВЛЕВА: А потом Балясная.
КУЗНЕЦОВА: Ну, не важно.
ЯКОВЛЕВА: Там было огромное собеседование, вопросов было много.
РУЖЕЙНИКОВ: И что же вас, вот скажите, Дина Евгеньевна, Лилия Вадимовна, о чем же вас спрашивали? Я просто прекрасно помню, когда я проходил собеседование в райкоме комсомола на предмет поездки за рубеж, это было советское время, и там задавали идиотские вопросы типа демократического централизма.
КУЗНЕЦОВА: Нам не задавали идиотские вопросы, если можно.
РУЖЕЙНИКОВ: Вот серьезно. Да, давайте, живая беседа.
КУЗНЕЦОВА: Потому что у меня тоже похоже, как я стала вожатой. Единственное, может быть, такая деталь, у меня мама была отрядной вожатой до войны, а папа был старшим пионервожатым в Сибири.
РУЖЕЙНИКОВ: Ой, у вас династия.
КУЗНЕЦОВА: Ну, не все время, конечно, они были, а в годы своей юности. Родители участники Великой Отечественной войны, познакомились на фронте, ну, это память родителям. А потом папа был военный, после войны он служил во многих…
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, помотала судьба.
КУЗНЕЦОВА: «Горячих» точках, после Минска – Чукотка, Сахалин, Дальний Восток и так далее. Я за 10 лет училась в 7 школах. Но дело не в этом. Как-то эта, знаете, общественная жилка, она, конечно, от родителей шла, потому что и они рассказывали о том, как интересно работать с ребятами, ну, и сами были очень такими активными людьми. А последняя школа в Москве, как раз уже папа не служил, мы в Москве, и я там прошла определенную общественную лестницу, не потому что я к этому стремилась, не потому что я хвастаюсь, а просто…
РУЖЕЙНИКОВ: Ну, нравилось вам это?
КУЗНЕЦОВА: Очень нравилась общественная работа и ей занималась не только я одна. Ну, и поэтому была звеньевой, председателем совета отряда, председателем совета дружины, у нас была замечательная старшая пионервожатая, очень интересная в последние годы такая игра, которую я сейчас называю «Предчувствие космоса», потому что перед тем, как полетел первый спутник, а мы уже играли в такую игру, каждый отряд был экипажем ракеты, мы должны были не только хорошо учиться, но и всякими интересными делами заниматься. И когда 4 октября 1957 года запустили спутник, на следующий день, ну, у нас дружина была достаточно знаменитой, приехало много корреспондентов и расспрашивали. Один западный журналист спросил нашу Ольгу Кондратьевну: «А как это вы почти за полгода начали игру, откуда вы узнали, что спутник будет запущен?» И наша мудрая и остроумная вожатая ответила: «Надо уметь читать газеты между строк». Вот такая была интересная работа, что когда я закончила 10 классов, простите за нескромность, с «золотой» медалью, единственная, ну, я так хотела продолжать эту работу, и тогда даже очень поддерживалось государством нашим, что перед поступлением в институт, в любой институт, хорошо, если человек поработает два года по своей предыдущей специальности, как-то себя освоит. И поэтому, когда мне наш педколлектив предложил остаться старшей вожатой в школе, я осталась, работала год. Я считаю, что это, в основном, заслуга не моя, а нашей дружины и старшей вожатой, всего педколлектива. Ну, я как-то старалась тоже работать. Короче говоря, когда пришла разнарядка на наш райком комсомола послать вожатых в «Артек», то комсомольские работники думали и предложили.
РУЖЕЙНИКОВ: Это была большая честь тогда.
КУЗНЕЦОВА: Молодая вожатая, да. А еще нас посылали на два года, то есть надо было оставить и уехать на два года работать. Я тогда очень удивлялась, почему меня, потому что у нас были опытные вожатые. Но потом уже поняла, почему, потому что у кого-то ребенок, у кого-то семья, а мы еще были свободны и, в общем, я как-то не то слово, что согласилась, конечно.
РУЖЕЙНИКОВ: Но мало того, согласиться, надо еще пройти собеседование.
КУЗНЕЦОВА: Да, надо пройти собеседование. Во-первых, в райкоме комсомола, ну, там, собственно, нам особенных вопросов не задавали, потому что нас знали, как мы работаем.
РУЖЕЙНИКОВ: А вот когда до ЦК, горком, да.
КУЗНЕЦОВА: Дальше горком комсомола, дальше Центральный совет пионерской организации, ну, это, собственно, подраздел Центрального комитета комсомола. И вопросы, вы знаете, очень разные, все, конечно, сейчас на память не приходят. Ну, во-первых, поскольку там уже наверху не очень знали подробности нашей работы, то первый вопрос, конечно, о нашей работе, о дружине: а какие успехи, а как достигаются?
РУЖЕЙНИКОВ: То есть они хотели познакомиться с кандидатами?
КУЗНЕЦОВА: Они хотели познакомиться с кандидатами, конечно. Ну, еще я помню такие вопросы, например, вплоть до того: а какие книги вы читаете? Вот сейчас какую вы последнюю книгу? А вы что в журнале «Юность» прочитали? Потому что тогда журнал «Юность» был просто. А какие радиостанции вы слушаете? Какие передачи вам интересны? А что вы умеете в спорте? Каким вы видом спорта занимаетесь? Умеете ли вы петь? Умеете ли вы танцевать? А кто ваш любимый поэт?
РУЖЕЙНИКОВ: Это важно, конечно.
КУЗНЕЦОВА: Вот такие вопросы, которые для них раскрывали человека, которого они хотят направить в «Артек», потому что туда нужны были люди, ну, скажем так, достаточно…
РУЖЕЙНИКОВ: Широкого кругозора люди.
КУЗНЕЦОВА: Да, да.
РУЖЕЙНИКОВ: Мало того, что люди, которые умеют ладить с детьми, люди широкого кругозора, которые не просто следят за детьми, а могут ребенку от 7 до 15 лет передать знания.
ЯКОВЛЕВА: Да, совершенно верно.
Полностью интервью с гостями слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов