Собрание слов Большое интервью Олега Газманова
Персоны
ТИХОМИРОВ: Мы продолжаем отмечать замечательную дату – 90-лет детскому лагерю «Артек». Сегодня у нас в гостях Народный артист России Олег Газманов. Здравствуйте, Олег.
ГАЗМАНОВ: Всем привет. Между прочим, я юный артековец когда-то был.
ТИХОМИРОВ: Юный артековец. И вот мы пригласили специально Олега, для того чтобы он нам рассказал про тогдашний «Артек» и про сегодняшний.
ГАЗМАНОВ: Ну, про сегодняшний я особенно не могу как-то рассказывать, потому что я еще не был после реконструкции, а про тогдашний как бы, да, я смогу рассказать, потому что был такой момент, когда я был в «Артеке», это был, по-моему, 1966 или 1967 год.
ТИХОМИРОВ: Они пишут 1968.
ГАЗМАНОВ: Они, кто?
ТИХОМИРОВ: Ну, кто-кто, сайт «Артека».
ГАЗМАНОВ: Брехня.
ТИХОМИРОВ: Брехня? Вот.
ГАЗМАНОВ: Я здесь сижу бывший юный артековец. Просто в 1968 году я закончил школу, а это было, значит, где-то за два года до этого, то есть я был не самый старший в группе. Дружина «Лазурная», 2-й морской экипаж, я вот сейчас помню.
ТИХОМИРОВ: Я знаю. Хорошо, начнем с самого главного. Ты знаешь, Олег, когда я учился в школе, мы специально ходили в 5 «Б» класс, для того чтобы посмотреть на девочку с большими бантами, которая была в «Артеке». Вот для нас она была, как инопланетянин, как девочка, которая слетала в космос и осталась там навсегда. Как ты попал в «Артек»? Ты, человек, который имел свой личный пулемет дома, тот, который два раза тонул, один раз себя поджигал.
ГАЗМАНОВ: Я не так. Дело в том, что в «Артек» в те времена было совершенно невозможно попасть.
ТИХОМИРОВ: В том-то и дело.
ГАЗМАНОВ: Просто так. Должны были или мама, папа в ЦК где-то работать или какие-то безумные деньги, которых у моей мамы, которая уже тогда жила одна и уже без отца, ей было крайне сложно, невозможно было. Как у меня получилось. Я занимался спортом, гимнастикой, был в сборной города, области и так далее, и я неожиданно выиграл спартакиаду юниоров России.
ТИХОМИРОВ: Неожиданно для кого? Для себя?
ГАЗМАНОВ: А я объясню, почему неожиданно. Для всех. Потому что Калининград не являлся такой гимнастической меккой как бы, никогда не было сильного гимнастического спорта в Калининграде, а это такой вид спорта, очень технический такой. Если нет техники, нет хорошей школы, хоть какие у тебя данные будут, ну, очень сложно пробиться. И тут я попал и в многоборье, и все, как начали сыпаться. А я довольно волевой был спортсмен как бы, и я справился с волнением и все такое. Когда посчитали баллы в конце, все прослезились, как «они меня упустили», как они сказали. И я занял первое место, и мне часы подарили «Юность», такие механические. Сейчас, конечно, каждый пацан может вам похвастаться часами. А механические часы «Юность», ребята, это круто. Я их заводил, я помню, мы назад, мы в плацкартном вагоне возвращались в Москву из Тулы, и я под подушкой, я не мог заснуть никак, я их доставал, все время заводил и слушал, как они тикают. Вот я такой счастливый был, я сейчас даже не помню, был я когда-нибудь еще такой счастливый. И еще мне накладки такие гимнастические подарил великий гимнаст Альберт Азарян. В общем, здорово было. Короче, я приехал в Калининград и впоследствии меня решили премировать путевкой в «Артек», такое счастье мне было. И я поехал в «Артек».
ТИХОМИРОВ: А как, на самолете, поездом?
ГАЗМАНОВ: Я поездом, конечно. Поездами мы ездили.
ТИХОМИРОВ: Ох, через всю страну.
ГАЗМАНОВ: Да я уже не помню этого момента, на самом деле, как-то так весело жили, даже веселее было поездом. Мы поехали, я же не один поехал, поехала группа ребят из Калининграда, нас было 4 человека или 3, подожди, не помню уже, по-моему, 3. Трое нас было, включая меня. Мы приехали в Гурзуф, куда там, не в Гурзуф, в Симферополь, потом на машине, на автобусе в «Артек». Самое главное то, что он мне крайне не понравился вначале.
ТИХОМИРОВ: Почему?
ГАЗМАНОВ: Дело в том, что я был всегда в спортивных лагерях, и мы вообще презирали эти пионерские лагеря. Мы считали, что это неженки, и мы всегда у них выигрывали во все игры спортивные, и, самое главное, мы были очень самостоятельные. Вот мы два раза в день тренировались, у нас не было воспитателей, каких-то преподавателей, вот тренер – два раза потренировался, свободен. То есть реально на территории лагеря. Но, если хотите куда-то пойти, вот старший по группе вашей, пацаны совсем же были, и мы ходили, мы себя чувствовали великолепно. Купались, сколько хотели. У нас спортивный лагерь был на побережье, мы обычно делали в Калининграде, на Куршской Косе, поселок Рыбачий, там классно. Там янтарь, я столько янтаря собрал, у меня до сих пор дома лежит этот дикий янтарь.
ТИХОМИРОВ: На «черный» день, да.
ГАЗМАНОВ: Не обработанный, да. Так вот, и когда я попал в «Артек», самое главное, что меня поразило, неприятно поразило, там не было личного времени. Мы всегда ходили строем, есть, спать, отбой, все.
ТИХОМИРОВ: И что, в туалет?
ГАЗМАНОВ: Ну, в туалет, естественно. Нет. Все время какие-то «кричалки» были, не знаю: «Пейте, дети, рыбий жир, полетите в звездный мир», там чего-то такое. Мы ходили в музеи, там все. Что мне еще, я просто сначала скажу, что мне не понравилось. Самое жуткое было это то, что когда нас выводили купаться, выводили на пять минут, типа: пошли купаться. Все – раз, купаться. Если кто-то голову опустил ниже уровня воды, даже голову не видно, а по головам все время считали, если, значит, не видно, сразу всю группу выводили. Вот я сейчас все это говорю, я понимаю, что я как бы врываюсь в стройный хор тех, кто хвалит «Артек» и так далее, я просто… Но дальше я буду говорить хорошее. Сейчас, потерпите. У нас была такая история, что нам все это надоело, вот ребятам из Калининграда, мы прекрасно плавали, мы выросли в Прибалтике, на море, здесь теплая вода, прекрасная природа, все, и не дают купаться. Мы удрали. Примерно за неделю до конца смены мы смылись и куда-то на городской пляж попали.
ТИХОМИРОВ: Подожди, подожди, там же забор.
ГАЗМАНОВ: Забор, мы дырку нашли какую-то там, сделали, я не помню. Короче, мы смылись и накупались, причем 3-4 балла был шторм, мы накупались так здорово и такие счастливые назад возвращаемся, а около этой дырки уже директор лагеря нас ждет, там главный воспитатель, все.
ТИХОМИРОВ: И ждут, да, хлебом-солью.
ГАЗМАНОВ: Ну, нас, конечно, продрали по полной программе, и поставили на вид, и все. Мы реально раскаялись, вот реально раскаялись, что, ну, да, мы нарушили все, что можно. Нас хотели отчислить. Но в виду, видимо, нашего раскаяния, мы как-то здорово там раскаялись, и, самое главное, что осталась всего неделя, ну, решили нас оставить, как-то наказали, я не помню уже. Вот такая была история.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов