Собрание слов Большое интервью Владимира Гомельского
Персоны
МИТРОФАНОВА: У нас в студии гость Гомельский Владимир Александрович. Владимир Александрович, ну, мы половину интервью уже с вами до интервью обсудили.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Маргарита Михайловна, у нас есть, что обсудить.
МИТРОФАНОВА: Воспоминания писать? Да, великая династия Гомельских. Я начну с самого начала, но можно не с дедушки?
ГОМЕЛЬСКИЙ: Можно.
МИТРОФАНОВА: Конечно, дедушка заслуживает, я поняла, такой памяти и уважения в вашей семье, поскольку он и сталинские лагеря прошел.
ГОМЕЛЬСКИЙ: И войну прошел.
МИТРОФАНОВА: И войну прошел, и трое детей, и это тоже испытание, мне кажется – сыновья.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Это бабушке нужно орден давать, которая подняла троих детей практически без мужа.
МИТРОФАНОВА: Я, конечно, хотела с баскетбола все.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Поехали.
МИТРОФАНОВА: Но баскетбол, он же вроде как сейчас иностранный вид спорта, знаете, как-то, или все уже, это перестало быть принадлежностью Литвы и Америки все-таки?
ГОМЕЛЬСКИЙ: Меня, когда говорят, что баскетбол стал иностранным видом спорта, я напрягаться начинаю, потому что я думаю, что это опять предстоит обсуждение темы легионеров в отечественных клубах.
МИТРОФАНОВА: Нет, нет, тогда все, зачеркиваем. Я это заштрихую.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Нет, я просто хотел сказать, что меня в 90-е годы это немножко напрягало, потом я привык и перестал напрягаться.
МИТРОФАНОВА: А вы не могли бы, пожалуйста, мне рассказать или вспомнить, как ваш отец вообще узнал об этой игре? Вообще, как в Советском Союзе тогда об этой игре узнали люди, потому что история баскетбола, она вообще в позапрошлом веке началась, причем в Америке и в Канаде, ну, это известно многим и тем, кто интересуется, и вообще просто для «Что? Где? Когда?» вопроса.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Баскетбол в Россию, еще в царскую Россию привезли американские моряки. И поскольку Санкт-Петербург, он тогда и был Санкт-Петербург, портовый город, то первые площадки организовали американские моряки, которые далеко в город не уходили, а поигрывали в баскетбол. Это было через 6 лет после изобретения баскетбола доктором Нейсмитом в Спрингфилде, в этом колледже для молодых христиан.
МИТРОФАНОВА: Это тоже дедушка рассказывал?
ГОМЕЛЬСКИЙ: Нет, нет, это бабушка рассказывала. И первым фанатиком баскетбола вот тогда стал один из, он не был основателем, он просто был одним из тренеров, преподавателей вот этого спортивного клуба императорского общества «Маяк».
МИТРОФАНОВА: Название неплохое.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Степан Васильев. Моя бабушка, мамина мама Нина Яковлевна Журавлева у него тренировалась, но это было уже после революции, естественно. Таким образом, и правила баскетбола были переведены на русский язык. Мы отмечаем день рождения баскетбола, вот мы в 1996 году отмечали 100-летие отечественного баскетбола. И первый матч товарищеский был международный сразу с американскими моряками, а потом был первый турнир. И первый турнир разыгрывал «Маяк», там было четыре пятерки и по цвету маек – лиловые, голубые, белые и еще какие-то. Выиграли лиловые, где капитаном был как раз Степан Васильев. То есть баскетбол пришел вот так, потом начал распространяться. А потом нужно отметить очень некоторых наших деятелей революционных, которыми в 1919 году был подписан, я не знаю, как это тогда называлось, указ об организации общества, которое потом мы все помним, как ДОСААФ.
МИТРОФАНОВА: Помню такое, ну, это из Советского Союза.
ГОМЕЛЬСКИЙ: И там было перечисление видов спорта, которые подлежат развитию в рядах Общества содействия армии, авиации и флоту.
МИТРОФАНОВА: Я вспомнила, это не указ, а декрет.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Декрет, вот, молодец.
МИТРОФАНОВА: Я еще помню, с отпуском декретным я все это запоминала, я же это проходила.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Был декрет, и баскетбол попал в список, и, как ни странно, это очень помогло, потому что в списке есть, декрет, надо его выполнять, и баскетбол, он был, но он мало популярен. А тут всю молодежь, которая готовится к вступлению в доблестные ряды Вооруженных сил, еще не СССР, еще России, в Красную Армию, они все пробуют свои силы и в баскетболе.
МИТРОФАНОВА: Так, может быть, ЦСКА тогда зарождался уже, клубная история. Надо им это пересказать будет.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Нет, мы же отмечали сейчас 90 лет, мы отмечали в 2013, то есть в 2023 году ЦСКА, но только назывался он не ЦСКА, а как-то ЦДКА, ЦДСА, что-то такое.
МИТРОФАНОВА: Ну, а вот тот баскетбол, правила были те же?
ГОМЕЛЬСКИЙ: Изначально правил баскетбола было 9. У Нейсмита их было 9 всего написано.
МИТРОФАНОВА: Но первое – помолиться перед игрой.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Нет, вот и нет. Это уже не его была функция, он был преподавателем физкультуры в этом колледже. Это одно из тех, их всего два осталось неизменными. И одно из них звучит о том, что корзина находится на высоте 10 футов над землей, это 305 сантиметров, вот изначально.
МИТРОФАНОВА: Три метра, пять сантиметров.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Три метра, пять сантиметров. И вот это вот остается до сих пор.
МИТРОФАНОВА: Это первое правило. А второе?
ГОМЕЛЬСКИЙ: Размеры площадки. Ну, 30,05 - это длина, на 15, 25 - это ширина. Кстати говоря, ширина варьируется, но мне кажется, что нужно добавлять, вот 75 сантиметров надо добавить, а то у нас сейчас слоны все выше становятся.
МИТРОФАНОВА: Да, да, один Яо Мин чего стоит.
ГОМЕЛЬСКИЙ: Ну, вот он некстати совершенно закончил из-за травмы, жалко его очень. В Китай вернулся, купил себе баскетбольный клуб.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов