Собрание слов Большое интервью Виктора Кровопускова
Персоны
КОЛОСОВА: Сегодня у меня в гостях знаменитый советский фехтовальщик, саблист, заслуженный мастер спорта, четырехкратный олимпийский чемпион Виктор Кровопусков. Виктор Алексеевич, здравствуйте.
КРОВОПУСКОВ: Здравствуйте.
КОЛОСОВА: Начну с вопроса, который, наверное, его часто вам задавали, по крайней мере, я, углубляясь в различные тексты, видела, что журналисты не раз спрашивали у Виктора Кровопускова, фамилия имеет ли значение? Потому что даже вопросы во всяких викторинах, говорящие фамилии. Я где-то прочитала, что это, наоборот, у вас связано с тем, что в корнях у вас врачи.
КРОВОПУСКОВ: Если честно, я сам не знаю, так говорят, потому что, это я где-то просто прочитал в одной книжке, в художественной литературе, что вроде бы там был какой-то врач, ну, не врач, а раньше, знаете, как лечили, лекарь, будем так говорить, народный, он лечил все болезни кровопусканием, и поэтому вроде бы от этого и произошла фамилия.
КОЛОСОВА: А никогда на международных соревнованиях смешно не коверкали фамилию?
КРОВОПУСКОВ: Много раз, почему.
КОЛОСОВА: Не обижались никогда?
КРОВОПУСКОВ: Да нет, я не обижался, потому что я знаю, что фамилию и на русском языке, ее тяжело иногда произносить, а иностранцы, они вообще иногда даже просто не выговаривают. А вообще сокращенно, они «Кро» сокращенно, потому что «пусков» они не выговаривали.
КОЛОСОВА: У нас есть программа, мы делаем об истории спорта, о великих личностях в спорте. И когда ты готовишься, ты понимаешь, что почему-то журналисты о спортсменах пишут очень скупо и, в основном, об их рекордах, о достижениях, очень редко, когда интересно ты прочитаешь, как человек пришел к этому, через какие сложности ему удалось пройти. Вот я хочу, чтобы мы сегодня в программе попытались об этом как-то рассказать. Вот все пишут о том, что вы очень упертый, очень такой любящий побеждать человек. Как вы вообще оказались в спорте, с чего все началось? Вы москвич.
КРОВОПУСКОВ: Я москвич, да. Где-то в 1957 году наша семья из 5-комнатной переехала, ну, не в квартиру тоже, а в комнату побольше, то есть улучшение жилищных условий.
КОЛОСОВА: Коммуналка была.
КРОВОПУСКОВ: Да, коммуналка была. Мы переехали из коммуналки в коммуналку, просто та квартира была очень такая большая и много не квартирная, а многокомнатная квартира была.
КОЛОСОВА: Многосемейная, наверное.
КРОВОПУСКОВ: Да, многокомнатная квартира. А так нам дали комнату большую. Но мы жили вообще в 5 метрах, надо сказать, поэтому нам дали комнату где-то в районе 16 метров в районе «Спортивной», будем так говорить. И так я оказался рядом со стадионом в «Лужниках», и как раз это было в год открытия этого стадиона. Ну, а прошел какой-то период времени, я ходил во многие секции, если честно. Ну, не ходил, там секции ОФП, плавание чуть-чуть.
КОЛОСОВА: Ну, это, в каком возрасте было?
КРОВОПУСКОВ: Обще развивающие. Это где-то было порядка 10-9 лет. Но нигде я не задерживался, не нравилось мне. А потом уже в 6-м классе просто повесили объявление на школе, что идет набор в секцию фехтования.
КОЛОСОВА: А вы представляли, о чем идет речь?
КРОВОПУСКОВ: Абсолютно. Вы сами прекрасно понимаете, что вся детвора фехтование представляет по книжкам.
КОЛОСОВА: Ну, да, мушкетеры, наверное, прежде всего.
КРОВОПУСКОВ: Мушкетеров, да, и о гусарах. И вот мы с моим приятелем решили пойти в секцию фехтования, посмотреть, что это такое, и пришли в секцию фехтования. Это был 1961 год, уже 13 лет мне было, то есть возраст тоже такой достаточной взрослый для спорта. Сейчас-то вообще…
КОЛОСОВА: В 4, в 5 отдают. И то иногда приводишь, тебе говорят: поздно.
КРОВОПУСКОВ: Да. На фехтование сейчас где-то, по-моему, 7-8 лет. Ну, и тогда 13 лет уже был возраст запредельный практически, последний год, будем так говорить, набора.
КОЛОСОВА: А Москва тогда спортивная была? Многие ребята, ваши ровесники в вашем окружении занимались спортом?
КРОВОПУСКОВ: Вы знаете, я не могу вот так четко сказать, почему, потому что мой друг другой занимался, он занимался футболом, и я с ним ходил в секцию, потом, когда начал заниматься фехтованием, перестал, потому что раньше вообще тренировки были через день. Сначала два раза в неделю, потом через день, а потом тренер сказал, что я буду заниматься четыре раза в неделю, а потом это перешло на пять, и поэтому футбол мне пришлось бросить, оставить.
КОЛОСОВА: Вы оказались в секции фехтования.
КРОВОПУСКОВ: Да.
КОЛОСОВА: Что понравилось, в первую очередь?
КРОВОПУСКОВ: Ну, я не знаю. Мне, если честно, вроде бы как бы понравилось все, но не понравилось то, что не давали в руки сабель.
КОЛОСОВА: А на чем это, на палках вначале как-то идет тренировка или ОФП просто?
КРОВОПУСКОВ: Нет, надо сначала, если честно, надо научиться ходить и держать саблю правильно, а потом уже все это продолжение обучать приемам фехтования и приемам боя. А я же хотел, как все дети, хотел сразу, раз ты пришел, дайте мне в руки что-то такое, с чем бы я мог помахать, правильно?
КОЛОСОВА: Ну, да, иначе это беспредметное какое-то занятие получается.
КРОВОПУСКОВ: Да, это беспредметное занятие.
КОЛОСОВА: А почему сабля? Ведь фехтовали и фехтуют на рапирах, и на шпагах?
КРОВОПУСКОВ: Да вы знаете, потому что просто сказали набор в секцию фехтования, а когда пришли, сказали: вы будете заниматься на саблях. Потому что тренер был саблистом, я так понимаю. Там были тренера и рапиристы, и все, но наша группа состояла именно из саблистов.
КОЛОСОВА: И вы были самый великовозрастный, я так понимаю вот в той группе новичков?
КРОВОПУСКОВ: Да мы, по-моему, там были такого, ну, практически год-два разница, может быть, и было, потому что от 1948-го и моложе. Ну, в общем, я, как сейчас помню, нас был целый зал народу, человека 24-25.
КОЛОСОВА: Это одна группа?
КРОВОПУСКОВ: Это группа была, да, а потом через год осталась половина, а потом из всей группы остался вообще я один.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов