Мюзик-холл Детские киномюзиклы Алексея Рыбникова
Здравствуйте! С вами в программе "Мюзик-холл" Михаил Предтеченский.
Когда эти фильмы в очередной раз показывают по телевизору, даже не веришь, что сняты они более тридцати лет назад. Замечательные детские киномюзиклы "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки" режиссёра Леонида Нечаева с музыкой Алексея Рыбникова и стихами Юрия Энтина, Булата Окуджавы и Юлия Кима нравятся нашим детям не меньше, чем в своё время нам. Секрет прост: во-первых, эти музыкальные фильмы действительно великолепны, а, во-вторых, с тех пор ничего лучше не написали. А потому наша третья программа о композиторе Алексее Рыбникове (которому недавно исполнилось 70 лет) будет посвящена именно детским киномюзиклам композитора.
1. Звучит дуэт лисы Алисы и кота Базилио "О хвастунах, жадинах и дураках" (музыка Алексея Рыбникова, стихи Булата Окуджавы) из музыкального телефильма "Приключения Буратино".
Это сейчас Алексей Рыбников – знаменитый композитор, автор рок-опер "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона и Авось". Однако первую известность ему принесли именно детские киномюзиклы.
А. Рыбников: В детских мюзиклах, конечно, чувствуешь себя не то, что бы свободнее, но иногда можно и похулиганить, иногда можно забыть те взрослые ограничения, которые должны быть у серьёзного композитора.
Я ведь детскую музыку писал, в основном, в те годы, когда писал и симфонии, и крупную форму. Действительно, детские произведения считались чем-то второстепенным, малоинтересным. Писать музыку про зайчиков и колобков вроде как-то было неприлично.
А для меня это было очень интересно, потому что у меня подрастала дочка. Я для неё просто для того, чтобы она пела и танцевала, чтобы ей нескучно жилось, написал очень много музыки. Именно для дочки. Я сочинял вообще сказки для неё, и музыку писал. Потом выяснилось, что эта музыка нравится не только ей, но и другим тоже.
Так музыка, которую Алексей Рыбников написал для дочки Анечки, стала известна всем. Ну а началось всё так.
А. Рыбников: "Буратино" начался с того, что мне принесли сценарий Инны Веткиной, и там уже было заложено содержание песен. И так были изумительно раскрыты мои любимые образы, что я, прочитав сценарий, испугался ответственности и перед зрителями, и перед самим собой. Если я не смогу написать достойную музыку для "Буратино", для моей самой любимой сказки с детства, то я вообще брошу заниматься музыкой. Потому что, ну, как так, представился случай написать музыку для "Буратино", и не получилось.
Поэтому я, конечно, забросил все дела и приготовился к серьёзной и тяжёлой работе. А получилось очень быстро и легко. Мы с поэтом Юрием Энтиным уехали в Рузу, в Дом творчества композиторов, как раз работать над "Буратино", сочинять песни. Он мне показал какие-то свои стихи, я на них написал музыку, а вот заглавная песня, ну, не получалась никак. Потом, я не помню уже, по какому поводу, я ему сыграл мелодию, написанную для своей дочки. Может, из неё что-нибудь можно сделать. Когда он услышал эту мелодию, он просто заскакал на одной ноге, радостно запрыгал. "Я, – говорит, – придумал, придумал. Бу-ра-ти-но. А перед этим будут все загадки, загадки про него, чтобы дети отвечали. Получается такая игра с детьми". И эта игра, насколько я понимаю, до сих пор работает, и даже взрослые люди с удовольствием слушают эту песню, чтобы выкрикнуть вместе со всеми "Бу-ра-ти-но".
2. Звучит песня "Бу-ра-ти-но!" (музыка Алексея Рыбникова, стихи Юрия Энтина) из музыкального телефильма "Приключения Буратино".
Итак, как же создаются детские мюзиклы? Алексей Рыбников утверждает, что точно так же, как и обычные, взрослые.
А. Рыбников: Я должен стать одним из тех героев, про которых я пишу. Когда я писал для "Буратино", то абсолютно чувствовал себя в Италии. Кто в 70-х годах из простых смертных мог позволить себе поехать куда-то на Запад? Это было, естественно, невозможно. Поэтому Италия была не реальная, а была та сказочная Италия, которая находилась где-то далёко-далёко за морем. Кстати, первый фильм – "Буратино". Я очень люблю эту песню. Любил с самого раннего детства это "далёко-далёко за морем". Поэтому Буратино для меня очень символическая фигура.
На самом деле, если подумать, то это притча вообще обо всех нас. Как выходит человек из своего отчего дома и что он должен дойти до своей цели, причём рядом поддержки нет, а человек должен пройти через все ловушки, столкнуться со всеми злодеями, найти свою золотой ключик и открыть ту самую дверцу.
А ещё "Приключения Буратино" запомнились всем замечательными актёрскими работами. Режиссёр Леонид Нечаев собрал всех звёзд советского кино. Помните? Карабас-Бабарас – Владимир Этуш, кот Базилио – Ролан Быков, Дуремар – Владимир Басов и, конечно же, великолепная Рина Зелёная – черепаха Тортилла.
А. Рыбников: Рина Зелёная скандально записывалась, потому что она категорически заявила, что петь не умеет, не может и, вообще, не будет заниматься этой ерундой. У неё были, как у всех очень больших актёров, опасения оказаться ниже той планки, которая уже была в её жизни достигнута. А вдруг она сфальшивит, и все потом будут говорить: "Ах, она не попала в такт. Ах, она сфальшивила". Вот от этого была у неё некоторая агрессивность: "Зачем, вообще, это петь? Это не нужно. Возьмите кого-нибудь, я потом рот раскрою".
Приходилось её уговаривать всеми возможными способами. Вся киногруппа говорила ей, что она должна спеть, что она замечательно поёт. И приходилось на записи всё время говорить, что это изумительно получилось, это потрясающе. И только, когда она почувствовала, что её пение всем нравится, тут она разошлась и спела действительно замечательно. И потом очень этим гордилась, что она так спела.
3. В исполнении Рины Зелёной звучит "Романс Тортилы" (музыка Алексея Рыбникова, стихи Юрия Энтина) из музыкального телефильма "Приключения Буратино".
Кроме Юрия Энтина, над текстами песен для мюзикла "Приключения Буратино" работал и Булат Окуджава. Вот как вспоминает Алексей Рыбников о сотрудничестве с ним.
А. Рыбников: Булат Шалвович написал много замечательных стихов для фильма "Приключения Буратино". К сожалению, не на все мне удалось написать музыку, потому что руководство тогдашнего Гостелерадио, прочитав эти стихи Булата Шалвовича, что-то сочло возможным для широкой публики, а что-то, очевидно, им казалось невозможным для того, чтобы вошло в фильм. Но много замечательных песен звучит. Это песня кота и лисы "Какое небо голубое", "Серенада Пьеро", "Песня Карабаса-Барабаса".
И, конечно же, знаменитая "Песня о Поле Чудес" – то самое, что в Стране дураков. Эту песню в фильме исполнили лиса Алиса и кот Базилио – Елена Санаева и Ролан Быков.
А. Рыбников: Ролан Быков – очень музыкальный человек, он очень много в своей жизни пел, прекрасно разбирался в музыке. Его надо было сдерживать, потому что у него всегда был миллион вариантов. Спели, вроде всё замечательно, но нет, ещё дубль. И всё он делает совершенно по-другому. Ещё находит вариант, ещё. Он был такой фабрикой, производящей творческие идеи.
4. Звучит "Песня о Поле Чудес" (музыка Алексея Рыбникова, стихи Булата Окуджава) из музыкального телефильма "Приключения Буратино".
После "Приключений Буратино" практически этот же творческий коллектив сделал ещё одну детскую музыкальную кинокомедию "Про Красную Шапочку". Я попросил Алексея Рыбникова сказать несколько слов и про эту работу.
А. Рыбников: "Про Красную Шапочку" – это было продолжением нашего сотрудничества со сценаристом Инной Веткиной и режиссёром Леонидом Нечаевым. Стихи писал уже другой поэт – Юлий Ким. Тогда словосочетание "Юлий Ким" было запрещено, он считался диссидентом. Его творчество под этой фамилией было запрещено. И когда я с ним начал работать, он уже тогда был Юлием Михайловым. В годы советской власти он был поэтом Юлием Михайловым.
Трудно выделить что-то яркое из тех воспоминаний. Очень порадовала Оля Рождественская, которая вместе с мамой Жанной спели песню "Крокодилы, бегемоты". И очень порадовала Яна Поплавская, голос которой идеально совпал с их голосами. Так родился образ. Я уверен, что, если бы не было этого совпадения пения О. Рождественской и голоса Я. Поплавской, фильм бы немножко по-другому воспринимался. Это была огромная удача. Два юных существа, совсем дети ещё тогда, Яна Поплавская и Оля Рождественская, в общем, во многом сделали фильм.
5. В исполнении Ольги Рождественской звучит "Песня Красной Шапочки" (музыка Алексея Рыбникова, стихи Юлия Кима) из музыкального телефильма "Про Красную Шапочку".
Фильм пользовался громадным успехом. Кстати, в нём вновь снялась Рина Зелёная и вновь прекрасно спела. Вместе с другими главными героями в её исполнении прозвучала "Песня о мастерах".
Кстати, все члены съёмочных групп фильмов-мюзиклов "Приключения Буратино" и "Про Красную Шапочку" были удостоены Государственной премии СССР. Все, за исключением Алексея Рыбникова. В это время в Ленкоме уже с громадным успехом шла "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты". В детское кино А. Рыбникова больше не приглашали. Власти решили, что автор скандальной рок-оперы не имеет морального права воспитывать подрастающее поколение. Ну а потом настали новые времена. И детских киномюзиклов не стало вообще.
А. Рыбников: У нас сложились свои стереотипы восприятия, что детские фильмы – это дневные сеансы и что на детях зарабатывать нельзя. В Америке на детях зарабатывают огромные деньги. У нас это считается пока невыгодным, ненужным. Это какие-то особенности нашего рынка. Надеюсь, что времена, когда творчеству для детей уделялось большое внимание, вернутся. Но не знаю, смогу ли я сейчас, захочется ли мне что-то детское писать. Не уверен.
Жаль, если так оно и будет. Поскольку по-настоящему хороших новых детских мюзиклов в нашей стране в последнее время так и не появилось. Ну а мы, ещё раз поздравив Алексея Львовича Рыбникова с 70-летием, вспомним ещё одну композицию из фильма "Про Красную Шапочку". Это "Песенка о звёздах", на сей раз в исполнении самого БГ и Александра Васильева из группы "Сплин".
6. В исполнении российских певцов Бориса Гребенщикова и Александра Васильева из группы "Сплин" звучит "Песенка о звёздах" (музыка Алексея Рыбникова, стихи Юлия Кима) из музыкального телефильма "Про Красную Шапочку".
До следующей недели и следующего мюзикла.