За кадром Ф. Бабаёв: я бы всем пожелал любить свою страну

31 июля 2015, 22:13

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.

Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

И снова в студии – Фёдор Захарович Бабаёв, начальник разведки отряда специального назначения Внутренних войск МВД России.

Давайте немного пофантазируем. Вот если бы вам, как специалисту, дали бы возможность определить рейтинг пяти лучших подразделений спецназа нашей планеты, кого бы вы включили в эту пятёрку и почему?

Ф. Бабаёв: Я бы разделил все подразделения спецназа по моральному духу и по оснащённости. По оснащённости, не будем скрывать, впереди военнослужащие американской армии и армий стран НАТО. Они очень хорошо оснащены технически.

Они оснащены лучше, чем наши?

Ф. Бабаёв: Да, лучше. Потому что они постоянно воюют в конфликтах, в ходе которых обкатывают новые системы вооружений и навигации. Для примера, у нас ГЛОНАСС появился не так давно, а у них система GPS действует уже очень давно.

У нас ведь тоже есть гаджеты.

Ф. Бабаёв: Да, но они ещё сыроваты. Мы ГЛОНАСС используем, но пишем ещё рекламации. И здесь есть один маленький нюанс. Знаете, как говорил Наполеон, в чём ошибка всех начальников? Они готовятся к той войне, которая уже была. Мы же приходим к тому, что в эпоху применения высоких технологий, когда все эти модные гаджеты: компьютеры, системы позиционирования ГЛОНАСС и GPS – будут подавлены средствами радиоэлектронной борьбы, человек, который останется без них, но который привык с ними работать, ничего не сможет сделать. Техника не будет ездить. Аккумуляторы разрядятся. Прицелы выйдут из строя. Компьютеры прекратят работать. В конце концов, обычный сильный электромагнитный импульс выведет из строя все системы электроснабжения. Всё, ничего не будет. И придётся опять возвращаться к тому, чтобы рисовать карты от руки, ходить по компасу, а телефонная связь – по проводам.

Поэтому будем определять пятёрку лучших по моральному духу. Не буду скрывать, наши части спецназа "Альфа" и "Вымпел" ездили в Америку на соревнования, которые проводились там, ещё до конфликта и разрыва связей, и занимали там лидирующие места. Там, где, по идее, должны были быть сильнее американские подразделения спецназа. Я – патриот своей страны, поэтому поставлю российские части спецназа на первое место.

На второе место надо поставить, конечно, части спецназа стран НАТО, в первую очередь Германии и Великобритании, потому что они учатся по единой системе, у них очень тесное взаимодействие.

На третье место, скорее всего, можно поставить бразильский спецназ.

Даже так?

Ф. Бабаёв: Да. Бразилия находится в очень неспокойном регионе, где её части спецназа противодействуют наркомафии. Всё там очень непросто. Территория неспокойная, что заставляет спецназ действовать. Не зря бразильские подразделения специального назначения на тех же соревнованиях в Америке заняли третье место. Мы отправляли своих людей на учёбу в бассейн реки Амазонки, где всё это происходит. Поэтому это абсолютно всё справедливо.

Можно ещё здесь упомянуть спецназ, про который очень мало кто что знает. Это китайский спецназ, четвёртое место. Китайцы – народ закрытый, сильно о себе не распространяются.

И на пятое место я бы поставил спецназ Республики Беларусь. Они регулярно приезжают на соревнования в Российскую Федерацию. И бывают случаи, когда российские части спецназа им проигрывают.

То есть, они прекрасно подготовлены?

Ф. Бабаёв: Да, они хорошо подготовлены, потому что в Республике Беларусь очень много внимания уделяется силовому блоку. Помимо всего прочего, там есть закалённые офицеры, которые служили ещё в спецназе КГБ.

Но это школа другая.

Ф. Бабаёв: Они ни в чём не отстают от нас. Ну да, спецназ стран НАТО выигрывает порой за счёт технического оснащения. Хотя конфликт в Крыму показал, что у России тоже есть чем ответить. Но, тем не менее, мы ещё не находимся на таком уровне. Мы должны ещё больше общаться с новыми технологиями, больше их использовать. Потому что они облегчают выполнение служебно-боевых задач.

Но нельзя военнослужащим доходить до такого состояния, как, например, когда российский самолёт совершил облёт с аппаратурой подавления "Хибины" эсминца ВМС США "Дональд Кук", после чего военнослужащие ВМС США написали рапорты на увольнение. Не надо доходить до такого состояния, что если вдруг нет кока-колы, то не пойду воевать. Военнослужащий должен стойко переносить тяготы и лишения военной службы. Это военная служба. Никто не говорит, что на ней будет легко.

Вы упомянули историю с американским эсминцем. Я хотел бы напомнить радиослушателям о том, что тогда произошло. 10 апреля 2014 года в Чёрное море вошёл американский эсминец "Дональд Кук". А 12 апреля российский фронтовой бомбардировщик Су-24 совершил облёт эсминца. В принципе это рядовое событие. Для военных всего мира это нормально. Здесь нет ничего из ряда вон выходящего. Так вот, через пару дней госдепартамент США выступил с заявлением, в котором говорилось, что экипаж американского эсминца "Дональд Кук" был деморализован после встречи с русским бомбардировщиком Су-24, который, кстати, не имел на борту бомб и ракет. Более того, по утверждению некоторых СМИ, 27 моряков с "Дональда Кука" написали рапорты об увольнении с флота. Так что и такое случается. Не знаю, кому как, но лично у меня этот факт, говорящий о многом, вызывает просто улыбку.

Несколько минут назад вы упомянули про соревнования, которые проводят между собой спецназовцы. Честно говоря, я не знал, что вы и ваши коллеги порой проводите и международные встречи. Наверняка очень интересно наблюдать, как соревнуются, например, российские спецназовцы и их коллеги из стран НАТО.

Ф. Бабаёв: Я участвовал в подобных соревнованиях между подразделениями спецназа и разведки и занял там первое место. Было это в 2008 году. Но то были соревнования между подразделениями спецназа и разведки внутренних войск и воздушно-десантных войск. К нам на соревнования приезжали представители Белоруссии и представители воздушно-десантных войск.

В процессе международных соревнований вы обмениваетесь опытом? Подсматриваете что-то у ваших коллег? Они, возможно, у вас что-то перенимают? Как происходит общение на человеческом уровне?

Ф. Бабаёв: Соревнования проводятся, прежде всего, для выявления подразделения, которое является наиболее подготовленным. Но ещё они проводятся для того, чтобы люди между собой общались. Потому что в споре рождается истина. Кто-то делает так, я делаю так, они делают так. В этом отношении в тот момент мне понравился спецназ белорусской внутренней службы. Они приходили к нам на каждом этапе и интересовались всем. Они смотрели, как мы проводим забазирование, как мы проходим полосу препятствий, как мы стреляем, вплоть до того, как мы разбираем автоматы, словом, смотрели всё-всё-всё. Они не участвуют в конфликтах, но интересуются, шагают в ногу со временем. Стараются-стараются-стараются.

Или, допустим, части спецназа ВДВ. У них немного другая специфика. Они настроены больше на работу не только внутри страны, но и в приграничной зоне вне пределов РФ. Мы у них чему-то учимся. Например, как правильно действовать в лесу, как правильно действовать на той или иной территории. И с ними мы советуемся. Для них Минобороны закупает какие-то системы, какое-то вооружение, прицелы. Мы у них смотрим, потому что к нам тоже приезжают с нашего управления и спрашивают, что нам надо. Мы отвечаем, что то-то и то-то, или такие образцы мы видели, хотелось бы посмотреть такие-то.

Кроме того, мы часто взаимодействует со спецназом ФСБ и со спецназом Пограничной службы. Мы у них чему-то учимся, что-то они у нас смотрят. Они нас удивляют своей технической оснащённостью, потому что они выполняют более узконаправленные задачи, на них лежит более ответственная работа, несмотря на то, что они такие же люди, как и мы. Военнослужащие спецназа внутренних войск по своей физической подготовке, по морально-волевым качествам не хуже, чем они, но мы проигрываем им где-то в технической оснащённости. Потому что их меньше, нас – больше. Где-то в тактике они больше сильны, потому что ездят заграницу на соревнования, где-то что-то видят, чем-то интересуются, что-то новое узнают. У них больше в этом плане возможностей.

У нас же поле действия ограничено территорией нашей РФ. Но, тем не менее, мы тоже не должны стоять на месте, а идти в ногу со временем. В противном случае, если остановимся на том, что было достигнуто, так и будем там стоять.

Есть ли женщины в спецназе? Какие функции им отводятся? Какие-то поблажки вы им делаете? Или они, раз в спецназе, то на равных вместе с мужчинами?

Ф. Бабаёв: В частях спецназа Внутренних войск женщины занимают свою определённую нишу. В части, например, они служат на должностях поваров. В нашей части спецназа, о чём я нисколько не жалею, а я был командиром подразделения, сейчас я начальник разведки, психолог – женщина. Вроде сугубо мужской коллектив, но стрессы происходят регулярно. Военнослужащие абсолютно разные. Что-то у кого-то случилось. И военнослужащий может своему командиру рассказать так, а женщине – по-другому. Он, может быть, увидит в ней мать или сестру. Она быстрее найдёт к нему подход, поэтому, считаю, что в мужском коллективе психологом должна быть именно женщина. А если не брать российский спецназ, то можно взять для примера израильскую армию. В ней служат и мужчины, и женщины на равных условиях.

Если же брать конкретно разведывательную деятельность, то, как говорил один военачальник, все войны случаются из-за женщин. Были в истории случаи, когда внедряли женщин-разведчиц в стан врага вплоть до того, что они становились жёнами правителей и влияли на политику государств и целых континентов. Они останавливали и начинали войны. Поэтому роль женщины ни в коем случае нельзя приуменьшать.

Мне радиослушатели не простят, если я вас отпущу, не попросив рассказать о каком-нибудь запомнившемся случае или спецоперации. Знаю, что вы не имеете права разглашать, распространяться о многом, но про то, о чём можно говорить. Может, припомните какую-то историю?

Ф. Бабаёв: Мы участвовали в спецоперации. Боевик пошёл на прорыв. Не знаю, как это получилось, но он побежал, по нему мы стреляли, одного мы ранее уничтожили. И мой военнослужащий менял в это время магазин автомата, а рядом с ним лежал пулемётчик. Понятно, что если боевик бежит между моим солдатом и пулемётчиком, то последний не будет стрелять. Боевик выдернул из гранаты чеку, бежал и стрелял из пистолета. И моему военнослужащему попал в лоб. Не знаю, почему у боевика оказались травматические патроны, но моему солдату просто повезло. Офицер, замкомандира группы, убил потом этого бандита. И, как оказалось, боевик, когда дёргал за кольцо гранаты, а до этого он плохо разжал усики, у него разогнулось само кольцо от гранаты. А чека осталась на месте. Когда боевик упал, мы подошли к нему, на гранате кольца нет, а усики торчат. Просто нам повезло. Ведь упал он замертво между двумя моими военнослужащими.

Да-а. Выходит, по-разному всё случается. И, наверное, далеко не всегда всё происходит так эффектно, как обычно это бывает в кино?

Ф. Бабаёв: В спецназе, наверное, многое ещё зависит от удачи. Иногда нужна удача, божья помощь, как бы ты её ни называл. Бывают такие моменты, когда понимаешь, что всё. А потом раз – и получается всё хорошо. Не знаю. Я верю в бога, поэтому говорю, что это божья помощь. Кто-то называет это удачей. Но как бы это ни называлось, очень многое зависит от чего-то такого, что человек не может предугадать, на что не может повлиять. Это немаловажный фактор. Здесь срабатывает не только профессионализм и техническая оснащённость.

Очень хорошо, когда ты уверен на 90 процентов, что спецоперация пройдёт именно так. Но остаются какие-то проценты, что она может пойти не так, как запланировано. И, как обычно показывает практика, спецоперация никогда не идёт точно по плану. Я редко такое встречал. Невозможно всё предусмотреть. Всякое бывает. И просто получается, что в какие-то моменты ты ощущаешь что-то такое, что помогает тебе, что бережёт тебя и твоих людей.

У вас есть уникальная возможность обратиться к многомиллионной аудитории. Вас слышит вся страна. Что бы вы пожелали нашим радиослушателям и, возможно, тем молодым ребятам, которые думают связать свою жизнь с частями специального назначения?

Ф. Бабаёв: Я бы всем пожелал любить свою страну. Научитесь любить свою страну, научитесь чувствовать, научитесь работать над собой. Я желаю, чтобы каждый человек начал с себя. Прежде чем тыкать пальцем в кого-то, что тот плохой, этот плохой, те плохие, начните с себя, и тогда всё у нас в стране будет хорошо.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.
 

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация