Мюзик-холл Национальный одесский мюзикл "Биндюжник и король"

26 августа 2015, 01:30

Здравствуйте! С вами в программе "Мюзик-холл" Михаил Предтеченский.

На счету Александра Журбина, которому в августе исполнилось 70 лет, более 20 рок-опер и мюзиклов. У каждого спектакля – своя история. Но об одном мюзикле Александра Борисовича Журбина хотелось бы сказать особо. Называется он "Биндюжник и король". Именно этому произведению посвящена наша вторая программа о мэтре.

1. Звучит песенка Лазаря Боярского "Чтоб я так жил бы с собственной женой!" из мюзикла А. Журбина "Биндюжник и король".

Итак, почему же из многочисленных мюзиклов А. Журбина мы выбрали именно этот, написанный в середине 80-х годов. Об одной причине поговорим несколько позже. Ну а вторая – по порядку, но отнюдь не по значению – заключается в том, что большинство знатоков российского музыкального театра считают "Биндюжника и короля" лучшим отечественным мюзиклом в истории жанра. Кстати, с этим, не боясь быть нескромным, согласен и сам Александр Журбин.

Александр Журбин: Действительно, я считаю, что это произведение близко к шедевру, уж извините, что я так вынужден говорить о своём произведении. Во-первых, у него замечательное либретто, которое написал Асар Эппель. Он – великолепный мастер, жалко, что мы с ним больше не сотрудничали. Во-вторых, музыка удалась. Пьеса оказалась удивительно подходящей для мюзикла. Страсти, которые там кипят: и любовь, и ревность, и деньги, борьба за наследство старика Менделя. Яркие сочные персонажи, которые просто просятся на музыку. У меня получилась музыка, адекватная персонажам. Она сочетает простенькие одесские мотивчики и абсолютно мощные, симфонические куски.

2. Звучит "Танго Бени" из мюзикла А. Журбина "Биндюжник и король".

Это, кстати, песенка Бени Крика в исполнении Максима Леонидова. В конце 80-х по мотивам мюзикла А. Журбина был снят художественный фильм с участием Армена Джигарханяна, Татьяны Васильевой, Зиновия Гердта. Но лента, увы, прошла незамеченной. Ну а вообще идея сделать мюзикл по пьесе Исаака Бабеля "Закат" принадлежит замечательному драматургу Асару Эппелю. Александр Журбин вспоминает, что либретто, которое принес ему А. Эппель, было столь выразительным, а тексты столь остроумными и талантливыми, что было бы преступлением не написать к ним хорошую музыку.

3. Звучит песенка "Вечерком в одном местечке сидит мальчик на крылечке…" из мюзикла А. Журбина "Биндюжник и король".

Одесса 1913 года. Молдаванка. Семья владельца извозопромышленного заведения Менделя Крика. Его сын Беня, перезрелая дочка Двойра, её жених мосье Боярский, и, конечно же, сам старик Мендель, решивший уйти из семьи и жениться на 20-летней красавице Марусе, чего ни в коем случае не может допустить Беня. Ведь Мендель Крик-старший решил продать свое предприятие, забрать деньги и уйти к молодой невесте.

4. Звучит песенка "Нервы, нервы, нервы…" из мюзикла А. Журбина "Биндюжник и король".

Едва ли не каждая песня мюзикла Александра Журбина и Асара Эппеля "Биндюжэник и король" – потенциальный шлягер. Явление редчайшее. Однако (и в этом одна из загадок спектакля) он никогда не пользовался большой популярностью. В конце 80-х его поставили в Театре имени Вахтангова, публика ходила на спектакль с удовольствием. Было ещё несколько удачных постановок в провинции. Но не более того. "Биндюжник и король" не приобрел той популярности, какую он заслужил. Сам Александр Журбин, конечно же, огорчен этим, но отнюдь не удивлен.

Александр Журбин: В России и в других республиках бывшего Советского Союза это шло всюду. Это шло в Риге, это в Киеве, в Вильнюсе, в Новосибирске. Это вообще-то популярное произведение. Но вместе с тем действительно большого резонанса у него не было. Почему? Причины две: во-первых, Исаак Бабель, во-вторых, еврейская тема, которая никогда не была популярна в России. Ведь сейчас "Скрипач на крыше" идёт, а большого резонанса тоже нет. Всё-таки это такая маргинальная тема. Ну, дело тут не в каком-то антисемитизме, а просто, скажем, если бы этот мюзикл был про грузин, или армян, или узбеков. Хорошо, но нас особенно это не интересует. Вполне это понятно, и здесь у меня нет никаких обид.

Кстати, единственный город, в котором "Биндюжника и короля" по-настоящему любят и помнят, – это, разумеется, Одесса.

Александр Журбин: Вот в Одессе этот мюзикл пользуется до сих пор огромным успехом. Они считают его своим родным. Я был там первого апреля на очередном празднике смеха. И они там вручают такую премию, которая называется "Мастер Гампс". И мне подарили "Золотой стул", который вручается только знаменитым одесситам, хотя я никакой не одессит, но они считают меня им, потому что я являюсь автором такого замечательного национального одесского мюзикла. Когда я играл фрагменты мюзикла на сцене, мне подпевала вся Одесса. Там это своё.

5. Звучит песня "Молдаванка" из мюзикла А. Журбина "Биндюжник и король".

Мюзикл "Биндюжник и король" ещё интересен и тем, что стал единственным российским музыкальным спектаклем, который поставили в США.

Александр Журбин: Он попал туда без моего подталкивания. Было это в конце 1989-го или в начале 1990 года, когда в Москву приехал продюсер Бернард Хауард, которого я совершенно не знал. Он просто приехал, и его водили по театрам и показывали мюзиклы. Он посетил Театр им. Вахтангова, где шёл "Закат", ему он очень понравился, и он сказал, что хотел бы встретиться с композитором, не с режиссёром или либреттистом. Меня нашли и привели к нему. Ему так понравился спектакль, что он попросил разрешения у меня сделать американскую версию этого мюзикла. Он взял и довёл дело до конца. Мы пригласили американского либреттиста, он многое переделал для того, чтобы переложить текст на английский язык. Он не понимал русского эппелевского стиля мюзикла и написал так, как их учат, чтобы каждая ария была действенна, работать на сюжет, чтобы всё двигалось вперёд и т.д. Ну и, в общем, что-то там получилось лучше, что-то – хуже. Спектакль был очень хороший, имел большой успех, шёл два месяца подряд каждый день в Филадельфии. Были хорошие рецензии. К сожалению, дальнейшего развития он не получил, хотя были продюсеры, которые хотели его перетащить в другие места, но оказалось это слишком дорого. И на этом всё закончилось, пока, во всяком случае, в Америке.

Кстати, а Америке этот мюзикл шёл под названием "Как это делается в Одессе". И хотя большого успеха он не добился, сам А. Журбин считает, что работа в американском театре стала для него бесценным опытом. Ну а что касается замечательного мюзикла "Биндюжник и король", то Александр Журбин уверен: этот спектакль мы ещё обязательно увидим.

Александр Журбин: Я думаю, что у этого мюзикла ещё всё впереди. Придёт какой-нибудь режиссёр и поставит его с какими-нибудь мощными артистами. Потому что такой материал не должен лежать, он должен быть всё время на сцене. Многие считают, что он, как и "Скрипач на крыше", является классикой этого жанра. И он ещё найдёт своих слушателей.

Действительно музыкальных спектаклей такого класса, как "Биндюжник и король" у нас очень мало, а значит, мы обязательно снова увидим его на сцене. Раньше или позже! Хотя лучше, конечно, раньше. А пока будем ждать от мэтра новых мюзиклов и рок-опер.

6. Звучит песня "Говорила золотая тётя Голда" из мюзикла А. Журбина "Биндюжник и король".

До следующей недели и следующего мюзикла!
 

Мюзик-холл. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация