Собрание слов Большое интервью Ивана Вырыпаева
Персоны
ДОЛИН: Сегодняшний гость нашей студии драматург и режиссер театральный и кинематографический, а также худрук театра «Практика» Иван Вырыпаев. Ваня, привет.
ВЫРЫПАЕВ: Привет.
ДОЛИН: Повод для нашей встречи это то, что у Ивана, который довольно часто, интенсивно и много все делает в театре, все-таки реже что-то делает новое для кино, вот новый фильм, наконец, вышел. Фильм называется «Спасение». Он был представлен впервые, если я ничего не путаю, на фестивале «Кинотавр» в Сочи, получил там для Полины Гришиной приз «За лучшую женскую роль». Ну, и мне кажется, что фильм вызвал именно такую реакцию, какую, в общем, каждый фильм должен мечтать вызывать, а именно, он разделил публику, которую его уже видела. И мне кажется, что вызывает, начиная с заголовка, какие-то сильные эмоции, как положительные, так и негативные, слово «Спасение», вот как название. Давай с него с самого начала и начнем. Как ты к этому пришел, откуда это взялось, появилось это в конце работы над фильмом или с этого все начиналось, наоборот, как?
ВЫРЫПАЕВ: Ну, «Спасение» название слегка ироничное, в нем заложена некоторая ирония в том смысле, что мы как будто бы есть такое понимание, что нам нужно спастись, когда мы говорим о некоей духовной составляющей, то мы вроде бы должны спастись. Как бы для меня всегда такой вопрос: от чего мы должны спасаться и куда, и кто нас будет спасать? Ну, соответственно, скажем, в христианской религии у нас есть спаситель, поэтому, наверное, здесь слово «спасение» имеется в виду, как такой символ духовного устремления человека к чему-то совершенному, к чему-то лучшему. А сам фильм, наверное, как раз о том, где оказывается это спасение, где оно находится, в чем оно находится.
ДОЛИН: Ну, тут, если немножко закопаться в теологию, так на совершенно поверхностном уровне, ведь это христианская концепция – спасение, спасителя, ну, можно сказать, что и иудейская, потому что мессия, он спаситель. Хотя, по-моему, именно конкретно это слово «спасение» и этот глагол «спасать», он не употребляется нигде так распространенно, как в христианстве. Но в твоем фильме, который такой в полном смысле слова экуменический, там же католическая монахиня из Польши едет в Тибет. Вот она там в Гималаях ходит, и там повсюду соответственно буддизм, и совершенно, казалось бы, другой религиозностью все пропитано, мне кажется, в буддизме концепции спасения как таковой, ну, в таком виде не существует. Или существует, но в другом, не знаю, скажи мне?
ВЫРЫПАЕВ: Нет, в буддизме никакого спасения нет, потому что спасаться там некому, там нет никого, ни личности бога, ни личности человека. Еще хочу тебе немножко не то, чтобы возразить, но я не думаю, что мой фильм экуменический, потому что сама идея экуменизма, она, конечно, себя не оправдала, то есть она мне кажется бесперспективной. Он, скорее, интегральный.
ДОЛИН: Ну, хорошо, тогда давай интегральность, раз уж мы терминами засыпали несчастных слушателей, давай ты расшифруй, что ты имеешь в виду.
ВЫРЫПАЕВ: Ну, экуменизм строился на том, что христианство предприняло такую попытку как бы вроде бы принять другие религии, но принять на том основании, что внутри они говорят: но это ведь все равно все Иисус, но только вот он, например, бог, он открылся в другом виде Будды.
ДОЛИН: В других обличиях.
ВЫРЫПАЕВ: Да мы-то знаем, что это Иисус. Но тогда на этом основании очень трудно сблизиться, потому что мусульмане никогда этого не примут, то есть они скажут обратное, они скажут: ну, конечно, мы понимаем, что это был пророк Иса, но мы-то знаем, что это был аллах. И тут начинает концептуальное понимание все равно выходить на первый план.
ДОЛИН: И, скорее уж, ислам, как более поздняя молодая религия будет говорить, что они-то приняли в себя христианство, но только его усовершенствовали.
ВЫРЫПАЕВ: Да, и эта попытка, она уже не получилась, мы видим это. Хотя она благородная и очень хорошая, основанная на правильных коммунистических вещах.
ДОЛИН: И, во всяком случае, она менее, скажем, ограничена, чем любая отдельная религия, которая не приемлет другие и говорит, что люди должны гореть в аду, если они не приемлют именно эту форму христианства, ислама или чего-то.
ВЫРЫПАЕВ: Безусловно, это шаг был, попытка к объединению.
ДОЛИН: Попытка такого эсперанто, тоже не сработавшая, как искусственное.
ВЫРЫПАЕВ: Да, да. А интегральный подход, он заключается в том, что не нужно менять никакие концептуальные, философские, мировоззренческие взгляды на жизнь человека, и не нужно менять свою религию, не нужно говорить, что Иисус это Будда, а Будда это Иисус, не нужно их сливать воедино, не нужно мешать все в одну кашу, но нужно понять, что есть нечто универсальное, находящееся за пределами этого, некий универсум, который подходит всем, то есть он не может быть концептуальным, но он за концепцией находится.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Собрание слов. Все выпуски
- Все аудио
- Маяк. 55 лет
- Собрание слов