Один Вадим Александр Карелин о греко-римской борьбе и о спорте
Персоны
ТИХОМИРОВ: Итак, дорогие друзья, он появился в нашей маленькой студии – большой человек с большой буквы Александр Карелин. Здравствуйте, Александр.
КАРЕЛИН: Добрый день, Вадим.
ТИХОМИРОВ: Последняя неделя была полна неожиданностями, новостями. Ну, мы знаем о том, что в Москве прошел первый Всемирный форум олимпийцев. Но, вы знаете, меня привлекла другая новость. Дело в том, что в 15 городах китайской провинции Хэнань 50 тысяч человек вышли рано утром и в едином порыве стали делать гимнастику. Я думаю, ну, почему вот китайцы могут заниматься спортом не только во время олимпиад, а заниматься спортом каждый день, а мы не можем?
КАРЕЛИН: Ну, зачем вы так самоуничижительно о нас обо всех. Делать зарядку – это еще не заниматься спортом, это, во-первых. Во-вторых, это часть уклада. Я первый раз увидел подобное проявление в не такой заметной азиатской стране, в Южной Корее это было в далеком 1988 году прошлого века. Там как раз была Олимпиада, которая была полноценной после двух олимпиад, которые были заклеймены бойкотом разносторонним, я имею в виду московскую и соответственно в Лос-Анджелесе.
ТИХОМИРОВ: Да, потом в Америке.
КАРЕЛИН: И мы приехали в Корею, сложная подготовка, величайшая команда, мне выпала честь предварять нашу колонну, я нес флаг.
ТИХОМИРОВ: Слушайте, а тяжело нести флаг, вот я все время думаю?
КАРЕЛИН: Морально неимоверно. Когда говорят ребята, что это ничего особенного, я не понимаю, о чем вообще они говорят. Ну, о чем я хотел сказать, что ребята, которые обеспечивали процесс, группа обеспечения, те, кто работал в Олимпийской деревне, а это большая часть, в общем-то, добровольцы, там в столовой, те, кто сопровождал, после продолжительного, я бы даже сказал, учитывая многоликость этого дня, рабочего дня выходили и начинали делать зарядку. При том, что вот эти пасы из вроде как кунг-фу, для нас это легче, наверное, выговаривать. Поэтому там я это увидел первый раз - выходят на газончик. Потом я уже в Китае наблюдал то же самое, просто я в рамках подготовки к Пекинской олимпиаде не однажды бывал, видел динамику, и как город менялся. Но всегда было очевидно одно, то есть люди, не обремененные инструментами, связи, лопатами для черпания знаний из мировой паутины, они выходят в парк. Притом, что это не только пожилые люди, ну, которым, казалось бы, им надо хоть как-то организовать свой пенсионный досуг. То есть это ребята разновозрастные совершенно, у них разные активности, у них какие-то даже коллективные игры вроде наших «Городков». Но это происходит совершенно без какой-то дополнительной, как мне показалось, это часть традиции, я бы так сказал, часть уклада. То есть они выходят, они занимаются. Я первый раз это увидел именно в 1988 в Корее. То есть я думаю, что это все-таки азиатский подход.
ТИХОМИРОВ: Ну, надо перенимать что-то лучшее, по крайней мере, от них.
КАРЕЛИН: Ну, они у нас перенимают нашу систему подготовки, они от нас перенимают лучшие тренерские кадры, переманивают себе
ТИХОМИРОВ: Они переманивают, да.
КАРЕЛИН: Да, а мы, видите, пытаемся перенять у них… Знаете, такой же вопрос с такой же тональностью прозвучал в Лондоне на Олимпиаде, где Роман Андреевич Власов стал олимпийским победителем по греко-римской борьбе. Ну, я почитал английские газеты, они пишут: «Посмотрите, какой подъем, какой порыв, еще Олимпиада не закончилась, а школьники, участники колледжей, ученики, студенты, все устремились в секции, все проявляют активность. Как это замечательно, вот спорт высших достижений, а какой прямой педагогический эффект мы увидели».
ТИХОМИРОВ: Да. Скажите мне, Александр, извините, что перебиваю вас, а вы видели фильм «Борец и клоун»?
КАРЕЛИН: Конечно.
ТИХОМИРОВ: Про Поддубного.
КАРЕЛИН: Конечно, ну, что вы, хрестоматия. Даже я, в общем-то, диковато выглядящий человек.
ТИХОМИРОВ: Да ладно.
КАРЕЛИН: Как, да ладно. Именно там звучит одна из фраз о том, что у борца шея толстая, а морда глупая. Это же цирковой был, Иван Максимович, как предтеча наших…
ТИХОМИРОВ: Поддубный, да.
КАРЕЛИН: Иван Максимович Поддубный, как предтеча наших побед, первый человек, представляющий российский спорт, ставший 6-кратным чемпионом мира, там есть разные отношения (неразборчиво), но он как раз показал, что мы по-настоящему сильная борцовская держава.
ТИХОМИРОВ: Вы знаете, я после этого фильма пошел вот здесь на метро «Белорусская», прошел две остановки, прошел через арку и зашел в спортивный клуб. По-моему, ЦСКА тогда, и записался в секцию…
КАРЕЛИН: Если через арку, то, скорее всего, «Крылья Советов».
ТИХОМИРОВ: «Крылья Советов», правильно, да. И записался в секцию греко-римской борьбы.
КАРЕЛИН: А теперь вы, Вадим, понимаете, почему…
ТИХОМИРОВ: Да, вы здесь, а я в другую сторону.
КАРЕЛИН: Почему мой постулат о том, что борцы есть везде, потому что мы же слишком, ну, вообще мы представляем суть жизни, жизнь, начиная с эволюции, это же борьба, в общем-то.
ТИХОМИРОВ: Да, вся жизнь борьба.
КАРЕЛИН: Ну, это тоже, в общем-то, классик сказал марксизма-ленинизма, он же Ленин. Но он перефразировал Михаила Юрьевича Лермонтова, который за много лет до него сказал: «Где нет боренья, жизнь скучна». А еще один классик русской словесности Виссарион Белинский, он сказал о том, что «борьба – условие жизни». Поэтому то, что даже здесь, не ожидая, на замечательной радиостанции «Маяк» я встретил человека, который занимался борьбой, дает мне право…
ТИХОМИРОВ: Но я, правда, быстро свалил, честно вам признаюсь, но это другая история.
КАРЕЛИН: Ну, то, что вы свалили, это вас не красит, на самом деле.
ТИХОМИРОВ: Да, ну, простите, ну, я честный человек.
КАРЕЛИН: Ну, это тоже, в общем-то, не самое, наверное, лучшее признание. Но, если серьезно, борцы везде, потому что, ну, во-первых, понятно, доступный вид спорта. Во-вторых, очевидная часть эволюции: когда мальчишки встречаются в песочнице, они ведь не начинают драться, они начинают бороться друг с другом, пытаются повалить на песок. Поэтому здесь…
ТИХОМИРОВ: А, вы знаете, почему я выбрал его, этот вид спорта?
КАРЕЛИН: Из-за того, что фильм посмотрели?
ТИХОМИРОВ: А второе, знаете, в чем дело, мне показалось, это самый честный вид борьбы.
КАРЕЛИН: Это правда, это единственно возможное и самое верное и, наверное, абсолютно категоричное объяснение. Так и есть. На ковре соперники – в жизни друзья, это тоже про нас.
Полностью интервью с гостем слушайте в аудиофайле.
Один Вадим. Все выпуски
- Все аудио
- Ассамблея автомобилистов
- Гостелерадио
- Литвин
- Семидесятники
- Толковый словарь