Картинка

Собрание слов Большое интервью Марины Эльзессер

9 ноября 2015, 16:00

Персоны

РУЖЕЙНИКОВ:  Это цикл программ, которые мы посвящаем московским музеям. У нас сегодня в гостях заместитель генерального директора Третьяковской галереи по просветительской и издательской деятельности Марина Эдгаровна Эльзессер. Здравствуйте, Марина Эдгаровна.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Здравствуйте. Здравствуйте, дорогие радиослушатели.

РУЖЕЙНИКОВ:  А скажите, пожалуйста, мне сразу мысль такая в голову пришла, я абсолютно правильно юридически сказал, что просто заместитель генерального директора Третьяковской галереи, или там сейчас какое-то длинное-длинное какое-нибудь название есть? Так-то мы знаем  - Третьяковка, Лаврушинский.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Вы имеете в виду, Третьяковская галерея как называется? Конечно, есть длинное-длинное название.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, расскажите. Мы все равно не запомним, но это интересно для общего развития.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Аббревиатура ФГБУК – Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры. Потом кавычки открываются «Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»».

РУЖЕЙНИКОВ:  Отлично.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Ну, у нас в уставе записано, что можно называть даже просто Третьяковская галерея.

РУЖЕЙНИКОВ:  Я думаю, что, вы меня извините, если я в нашем разговоре буду говорить «Третьяковка».  Ну, как-то, знаете, привык  за почти 50 лет.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Да, вы знаете, это тоже был, между прочим, предмет некоей дискуссии между сотрудниками лет 10 назад, потому что в самой галерее внутри отношение к этому слову разделилось. Кто-то считал, что это слишком как бы пренебрежительно.

РУЖЕЙНИКОВ:  Вульгарно.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Ну, именно с каким-то таким оттенком, ну, что это такое «Третьяковка». А были люди, и я вообще из их числа, мы говорили, ну, как, это чисто московское название – Сухаревка,  Масловка, Третьяковка, в этом что-то есть очень такое домашнее, родное. И вот, в общем-то, «Третьяковка», конечно, звучит, и мы принимаем это название сейчас.

РУЖЕЙНИКОВ:  Не обижаетесь.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Нет, не обижаемся.

РУЖЕЙНИКОВ:  Вы знаете, мне вспомнилась одна историческая зарисовка. Вообще очень хорошо, что музеи России, музеи Москвы, я хотел бы сказать, такие прославленные, как Третьяковка, ну, в общем, звучит странно. Как Третьяковка прославлена только Третьяковская галерея. Они далеки от политики и всегда были. Ну, есть, конечно, музеи политизированные. Музей, раньше назывался, Советской Армии. Но вот у меня воспоминание, не такое давнее, 20-летней давности именно связанное с политикой. Ну, это просто, чтобы разговор завязать. Это первое место, вообще единственное практически место, где Борис Николаевич Ельцин прилюдно, под камерой, все это было показано по всем каналам, отчитал Юрия Михайловича Лужкова. Было такое дело, там у них были проблемы по ремонту. Кстати, под камерой это было первый и последний раз. Вот я не знаю, почему у меня с этим, я долгое время прожил там рядом, на Полянке я жил, это мои родные места. Вот говорят Третьяковка, первое, что у меня возникает вот эта картина, я не помню, 1996, 1997 года.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Нет, это я думаю, что даже 1994, когда, видимо, заканчивалась реконструкция.

РУЖЕЙНИКОВ:  Совершенно справедливо.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Времена были очень тяжелые.

РУЖЕЙНИКОВ:  Денег не было.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Да, да, реконструкция затягивалась, а все очень ждали, потому что 10 лет Третьяковка была закрыта. Поэтому, конечно, это…

РУЖЕЙНИКОВ:  Вот это у меня в голове осталось.  Но вот об этом мы точно говорить больше не будем, это больше для смеха, конечно, исторический анекдот. Я прекрасно помню, давайте мы сначала, прежде чем перейти к просветительской не деятельности, а миссии даже Третьяковской галереи, коснемся немножко истории, ретроспективы. Я помню прекрасно дикие абсолютно, дикие в хорошем смысле слова, здесь хорошая коннотация, очереди в Третьяковскую  галерею в советское время. Я помню большие очереди в 1990-е годы, я помню, что значит, помню, я сейчас хожу  и вижу очереди в Третьяковку по праздникам, по субботам, воскресеньям, в дни школьных каникул, разумеется.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Да, это правда.

РУЖЕЙНИКОВ:  Но если так максимально честно, все-таки вы страдаете от наплыва посетителей или страдаете от недостатка? Вот что сейчас происходит? Потому что выбор у нас такой богатый сейчас у всех, понимаете, перед нами и Пушкинский, и Третьяковка, и Исторический, и Бородинская панорама. Ну, вот расскажите, как сейчас?

ЭЛЬЗЕССЕР:  Вы знаете, мы как-то живем по-разному, я бы сказала. Во-первых, у нас разные площадки, которые живут разной жизнью, у нас есть даже какая-то сезонная смена вот этих вот  очередей или, наоборот, некоего затишья. То есть мы живем не одинаково, не однородно, и из нашей аббревиатуры следует, что мы такой большой музей  - Всероссийское музейное объединение. Наверное, у многих  возникнет этот вопрос, почему это Всероссийское объединение.

РУЖЕЙНИКОВ:  Ну, да, многие думают, что это Лаврушинский переулок и все.

ЭЛЬЗЕССЕР:  Да, а ведь  у нас кроме Лаврушинского переулка продолжение  экспозиции в здании на Крымском валу, и еще у нас есть мемориальные музеи.

 

Полностью интервью с гостьей слушайте в аудиофайле.

Собрание слов. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Маяк. 55 лет
  • Собрание слов

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация