За кадром Рыцари XXI века

20 ноября 2015, 22:13

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.

Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – Дмитрий Савченко. Он очень интересный человек. Дело в том, что Дмитрий профессионально занимается исторической реконструкцией. Вместе с друзьями и единомышленниками он организовывает и участвует в рыцарских турнирах, причём конёк Дмитрия – Средневековая Европа и XV век.

Не могу не спросить, а почему только рыцарские турниры и почему именно XV век?

Дм. Савченко: Рыцарский турнир в том виде, в каком он известен в XV веке, почему я, собственно, и занимаюсь именно XV веком, стал, хотя и продолжал был военным, всё-таки видом спорта, участники которого не преследовали цель нанести фатальные травмы противнику. Не было задачи убить, не было задачи искалечить. Была задача показать своё превосходство, своё мастерство. И был определённый набор правил, которые от турнира к турниру могли меняться, но основным лейтмотивом было уже не уничтожение противника, а демонстрация своего превосходства и мастерства.

Если (опять же это мой уже 10-летний опыт подсказывает, я многое повидал, всяких турниров и прочего) у участника таких турниров хорошо подготовлено снаряжение, изготовлено должным образом и из хороших материалов, сделано по историческим аналогам, всё правильно подогнано, хорошо сидит по фигуре, если он достаточно хорошо управляет лошадью, а тем более, если знает эту конкретную лошадь, если он достаточно тренирован, то возможность травматизма на самом деле минимальна. Ну уж точно уступает уровню травматизма в профессиональном боксе.

Даже так?

Дм. Савченко: Конечно, что тут говорить. Каждый года на боксёрском ринге убивают определённое количество людей. Это факт. Может быть, он не афишируется широко в СМИ, но если в Интернете покопаться, то можно обнаружить, что каждый год люди на боксёрских рингах гибнут.

В рыцарских турнирах последний человек, насколько я знаю, погиб в 2001 году. То есть, уже, слава богу, 14 лет назад. Поэтому конечно.

Вы сказали о вооружении, амуниции и снаряжении. Где вы достаёте ваши доспехи? Как вы их готовите? Куёте? Как это всё происходит?

Дм. Савченко: Есть определённое количество мастеров, которые свою жизнь тоже посвятили изучению искусства изготовления доспехов и вооружения. Мы обращаемся к ним. Хорошие доспехи, особенно для участия в таком сложном виде спорта, как рыцарский турнир, заказываются у них как в ателье, по фигуре, с учётом индивидуальных анатомических особенностей владельца. Есть люди, которые замечательно делают доспехи. Мои доспехи мне делает (и старый мой комплект, и новый, который я сейчас заказываю) мастер Сергей Журавлёв. Кстати, он мой коллега, сам тоже участвует в рыцарских турнирах. Живёт он в Одинцовском районе Московской области.

Есть, конечно, и мировые звёзды в этом деле. Сейчас, как говорит один мой знакомый, "лучший в Галактике доспешный мастер современности" – это Пер Лиллелунд Енсен (Per Lillelund Jensen), живёт в Норвегии. И есть совершенно замечательный мастер Роман Терещенко в Симферополе, который настолько хорош, что иностранным "рыцарям" доспехи делает. К нему звёзды мирового рыцарского спорта приезжают в Симферополь, чтобы заказать себе доспехи. Такие мастера есть. Их не очень много. У хорошего мастера, как правило, очередь вперёд на год. То есть, они без работы не сидят.

Потому что процесс этот сложный и кропотливый?

Дм. Савченко: Процесс сложный и кропотливый, всё делается вручную. Какие-то вещи приходится изобретать, додумывать, экспериментировать с чем-то, с какими-то вещами, но не быстро.

Из какой стали это всё делается? Ил это индивидуально? Мастера, которые делают доспехи, полностью копируют работу старых мастеров, их технологии? Или нет, и это как-то по-другому происходит, когда облегчают себе жизнь?

Дм. Савченко: Нет. Технологии изготовления доспехов полностью не копируются. В этом в принципе нет ничего сложного при имеющемся на данный момент уровне развития исторического знания. Да, мы можем так же сделать, но это будет чрезвычайно долго и дорого за счёт огромного количества ручного труда. Доспехи в большинстве своём делаются всё-таки (не скажу за всех, кто-то, может быть, экспериментирует и делает по-другому, но я могу говорить о том, о чём знаю) из проката, из листовой стали разных сортов. Тут современным "рыцарям" даже есть о чём поспорить, поговорить: из какой марки стали лучше делать шлем, а из какой – кирасу? Кто-то говорит, что лучше жёсткий шлем. Хорошо прокалённый он не деформируется при ударе. Кто-то говорит наоборот: лучше, чтобы он деформировался, потому что в этом случае энергия удара гасится, а в калёном шлеме голова как в колоколе. По нему бьют, а он звонит дзинь-дзинь-дзинь.

С другой стороны, мягкие стали быстрее приходят в негодность, потому что появляются зарубки. Вмятины ещё ладно, их можно править. А вот когда появляются зарубки, они не правятся, их можно только вышлифовывать. Каждый раз в месте вышлифовки металл утончается, утончается и утончается. Я видел своими глазами, даже на последнем нашем Турнире Святого Георгия в мае, у одного из бойцов, кстати, победителя турнира, кираса была сделана из мягкой стали. Так вот, у него по окончании турнира в ней были пробиты две сквозных дыры. Кираса вся деформировалась и в каком-то месте просто порвалась. Хорошо закалённая сталь так себя не поведёт.

Но, с другой стороны, плохо закалённая сталь, если во время закалки были допущены ошибки, при таком ударе просто лопнет и разлетится как стекло. То есть, тут есть свои определённые нюансы. Конечно, есть у мастеров определённые секреты, как они чего делают. Но, в целом, используются современные технологии. Используется электрический инструмент, используется машинная шлифовка, разумеется. Потому что, если брать, например, средневековые аналоги, а известна ведь по записям и документам стоимость доспехов, где, чего и сколько стоило...

Видимо, очень дорого это всё стоило в те времена?

Дм. Савченко: В средние века 80 процентов стоимости доспехов приходилось на отделку. Когда надо было их вышлифовать и т.д. В прошлом году, когда я ездил в США выступать на турнире, мне удалось побывать на лекции на эту тему замечательного доктора Тобиаса Кэпуэлла (Dr. Tobias Capwell), хранителя Лидской коллекции в Великобритании. Он тоже практикующий "рыцарь" и участвует в рыцарских турнирах. Я у него на лекции побывал, послушал очень интересный рассказ, в котором он привёл градацию стоимости рыцарских доспехов. По его словам, в XV веке было определённое количество крашеных доспехов, которые красили краской. Почему их красили? Потому что это самый дешёвый вид отделки, доспехи красиво смотрятся, и покраска дешевле. Потом шли вышлифованные до матового блеска доспехи. Они уже были дороже. Сделать доспех с каким-то золотыми насечками было ещё дороже. То есть, есть определённая стоимостная градация. И, собственно, стоимость отделки доспехов могла доходить до 80 процентов от стоимости самого комплекта.

Несколько минут назад мы говорили с вами о том, как заказывают и готовят доспехи, говорили о вооружении рыцарей. Ваши доспехи копируют доспехи какого-нибудь конкретного средневекового рыцаря? Или это нечто собирательное, придумка мастера?

Дм. Савченко: Нет. Такие доспехи не котируются у людей, которые разделяют наш взгляд на увлечение. Мы все всё-таки стараемся делать доспехи, имеющие исторические аналоги. Те доспехи, в которых я сейчас выступаю, это Курбургская коллекция, доспех графа фон Матча (von Matsch). Признаться честно, я недоволен своим нынешним комплектом.

Почему?

Дм. Савченко: Потому что, как это часто бывает, начинаешь что-то новое делать, и на середине работы понимаешь, что налепил кучу ошибок, всё не то, всё неправильно и надо делать всё новое. Поэтому сейчас буду заказывать новый гарнитур. Два сезона мне доспехи отслужили. Был бы побогаче, сразу бы поменял. Но так как это удовольствие недешёвое, поэтому приходится вот так.

Хотя бы примерно мы можем озвучить цифры стоимости доспехов, если человек заказывает их изготовление? Плюс-минус, в среднем.

Дм. Савченко: Во-первых, стоимость доспехов сильно зависит от региона. Скажем, сегодня я просматривал зарубежных коллег. Они выставляют на продажу латы стоимостью 15 тысяч долларов. Я смотрю на эту цифру и, мягко говоря, недоумеваю. В России дешевле всё это происходит. Не знаю, сложно прикинуть. Наверное, хороший комплекс у достойного мастера, не суперэксклюзивного, будет стоить где-то от 150 тысяч рублей и выше. От 150 тысяч – это без изысков. А там уже дальше потихонечку-потихонечку цена набегает.

Комплекс доспехов – это же такая вещь, не только железо. Во-первых, это ещё и комплект поддоспешных одежд. Необходимы также щит, нашлемные украшения. Так что по мелочам набегает.

Прошу вас подробнее рассказать об облачении рыцаря XV века. Кольчуга надевалась, но очевидно, что сначала надевалось что-то такое плотное, на что уже сверху и кольчуга, и доспехи?

Дм. Савченко: Начиналось всё с нижнего белья. Это нижняя рубаха, какие-то "бре" (это аналог нижнего современного белья). Сверху одевалась, если мы говорим о последней трети XV века, такая одежда, которая называется "арминг-дублет", сшитая, возможно, из нескольких слоёв специальной ткани.

Стёганной, типа телогрейки?

Дм. Савченко: Нет, это не телогрейка, это более изящная одежда. Ну, гражданский был "дублет", такая довольно короткая одежда, облегающая фигуру, к которой привязывались чулки, потому что мужчины в Европе тогда ещё в чулках ходили. "Арминг-дублет" – это военный аналог. Он мог быть усилен кожаными вставками, сшивался из нескольких слоёв ткани, чтобы нести на себе латы. А также был снабжён необходимыми шнурками и всякими прочими технологическими отверстиями для закрепления доспехов.

Что касается кольчуги, то полная кольчуга в XV веке была уже довольно архаичной вещью, хотя и использовалась, наверное. Причём, скорее, туда дальше на север – в Северной Германии и ближе к Скандинавии, куда прогресс не так быстро доходил. А так это, в основном, уже раздельные кольчужные элементы, которые прикрывали какие-то уязвимые места. Основное – это кольчужная юбка, которая от талии до середины бедра. Она прикрывала паховую область и таз. Это рукава либо сегменты кольчуги, которые защищают только подмышки, подмышечные впадины. И так называемый "горже" – кольчужный воротник, который закрывает шею. Всё это в разных комбинациях могло использоваться, могло не использоваться.

Например, чисто специализированный турнирный доспех, здесь важно понимать, XV век чем интересен, тем, что появляются специальные турнирные доспехи, которые нигде, кроме турниров, не использовались, которые на войну не одевались.

А почему?

Дм. Савченко: Они очень тяжёлые и были специально предназначены для турниров. Например, класс шлемов, который в русской традиции принято называть "жабья голова", хотя на самом деле дословный перевод с английского "frog mouth" – это "жабий рот". Вот эти шлемы "жабья голова" очень тяжёлые, очень сильно ограничивают обзор, дышать в них тяжело. Знаю это не понаслышке, я сам подобный использую на турнирах. В нём долгое время провести чрезвычайно некомфортно. Конечно, он безопаснее при фронтальном ударе копья. Но вся история развития вооружения, вся история войн человечества в целом показывает, что более оптимальный выбор – это манёвренность в ущерб защищённости, нежели наоборот. Поэтому и в XV веке боевые доспехи были легче, там были другие конструкции шлемов. Всё это не исключало возможности участия на турнире в боевом доспехе, конечно. Но люди богатые уже могли себе позволить специализированное турнирное снаряжение.

Сколько весят ваши доспехи?

Дм. Савченко: Комплект моих доспехов, могу совершенно точно сказать, потому что я их взвешивал, когда возил на самолёте, была такая необходимость, только железо, правда, с двумя шлемами, весит ровно 45 килограммов.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация