Виражи времени Марк Розовский: нам хотелось другой жизни. Другого искусства...
Персоны
Гость программы "Виражи времени" – известный режиссер и драматург, народный артист России, художественный руководитель Театра "У Никитских ворот" Марк Григорьевич Розовский.
- Ты создал этот театр в 1983-ем году и успешно им руководишь; в 91-м году (а тогда, помнится, были сложные времена!) твой театр-студия стал как бы государственным театром... А начиналось все в далекие 50-60-е годы: ты – лидер студийного движения, а в 58-м году – художественный руководитель популярного студенческого театра при МГУ "Наш дом". Кстати, кажется, закрытого цензурой году в 69-м?
Марк РОЗОВСКИЙ: В декабре 69-го; в 60-е годы, как говорится, крышечка захлопнулась...
- В нем тогда работали такие актеры как Семен Фарада, Александр Филиппенко, Геннадий Хазанов. А позже ты сотрудничал – вдруг кто-то из слушателей не знает – с ведущими театрами страны: БДТ, Мариинкой, Театром им. Пушкина, Театром им. Ленсовета, Театром им. Моссовета... А в 75-м году поставил первую в СССР рок-оперу Саши Журбина "Орфей и Эвридика". И вместе с Георгием Товстоноговым поставил в БДТ спектакль "История лошади", написав пьесу по повести Толстого "Холстомер"... Я только что вернулся из Соединенных Штатов Америки, – этот спектакль шел на Бродвее. И не только на Бродвее, – он шел в разных странах; далеко не все спектакли удостаиваются такой чести – проходить по сценам всего мира, тем более по Бродвею...
Извини, Марк: мне не хватит передачи, чтобы просто перечислить все, сделанное тобой в искусстве; назову лишь несколько спектаклей, поставленных по твоим пьесам. "Концерт Высоцкого в НИИ", "Кафка. Отец и сын", "Красный уголок", "Триумфальная площадь", "Раздевалка"... И все-таки, как начинался твой легендарный театр?
Марк РОЗОВСКИЙ: Как начинался? С обыкновенного объявления, вывешенного на стенке Центрального дома медиков. Объявления с тетрадный листок... Время тогда действительно было очень непростое; мы называем его застойным, но мы же живем в России, и поэтому во все времена, даже во времена самой жуткой смуты или тяжелого депрессивного периода (такие были в нашей многострадальной истории) все равно всегда были люди творческие, люди живые, которые, может быть, мучились проблемами этого времени. Но именно в силу того, что они были людьми честными и талантливыми, они хотели что-то изменить. И изменяли; иногда – страдая при этом сами...
Это время, 83-й год, как раз было таким, что хотелось совсем другой жизни. Другого искусства, если хотите. И это ощущение, которое я сейчас передаю, было не только лично мое, но очень многие люди испытывали это, особенно после 60-х годов. Мы с тобой вместе работали в журнале "Юность" и понимаем, что волна шестидесятничества, волна высвобождения общественного сознания связаны именно с этим временем. Надежды, иногда – иллюзии, – все это характеризовало то время...
Виражи времени. Все выпуски
- Все аудио
- Виражи времени