За кадром 21 мая – День пилотажной группы "Стрижи"

13 мая 2016, 22:15

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Гость в студии – военный лётчик, правый ведомый авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" майор Дмитрий Рыжеволов.

"Стрижи" – это авиационная группа высшего пилотажа, была сформирована в мае 1991 года на базе 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка. Выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых истребителях МиГ-29. Кстати, главной задачей авиаполка была и остаётся подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой, первый из которых состоялся 1 мая 1951 года.

Кстати, мало кто знает, что с начала 60-х годов прошлого века лётчики 234-го пилотажного полка, кроме учебно-боевой подготовки и участия в воздушных парадах, стали регулярно эскортировать в воздухе самолёты глав и руководителей иностранных государств, прибывающих в Москву. Кроме самолётов официальных делегаций, лётчики полка сопровождали и самолёты, на борту которых находились первые советские космонавты.

Наш гость принимал участие в прошедшем параде Победы над Москвой. Но не буду забегать вперёд. Давайте обо всём по порядку.

Дмитрий, как вообще вы попали в военную авиацию? Это мальчишеская мечта? Или, возможно, какие-то семейные традиции? Что предопределило ваш выбор?

Дм. Рыжеволов: Семейные традиции. Пример отца и брата сделал так, что у меня всё это сложилось в детскую мечту, к которой в итоге я шёл.

У меня отец был не военным лётчиком. Он летал в гражданской авиации борттехником на Як-40. Военным лётчиком он не смог стать по состоянию здоровья. К военным лётчикам жёсткие требования, поэтому по мелочам не прошёл. Закончил техническое училище. Обслуживал самолёты Ан-2. И после этого в связи с нехваткой бортовых специалистов в "Аэрофлоте" ему предложили переучиться на лётно-подъёмный состав. Переучился и начал летать. И стал гораздо ближе к своей мечте, чем был до этого.

Старший брат тоже лётчик. Он на семь лет старше меня. С Вооружёнными Силами он уже завязал, сейчас работает в гражданской авиации. Правым пилотом летает.

Мама была немножко против.

Того, что вы тоже пошли в авиацию?

Дм. Рыжеволов: Да. Говорила, что в семье уже достаточно лётчиков. Но, тем не менее, особо палки в колёса не ставила.

Вы – военный лётчик, майор. Как вы попали в "Стрижи"?

Дм. Рыжеволов: После школы поступил в Армавирское высшее военно-авиационное училище. В 2003 году закончил. Но это уже был на тот момент в связи с различными реформами Краснодарский военный авиационный институт, хотя я в нём ни дня не проучился. Так сложилось. Приехали мы просто туда на выпуск. В документах моих написано, что закончил именно КВАИ.

После выпуска попал по распределению служить в Ростовскую область в город Зерноград, в уже ныне не существующий 31-й гвардейский истребительный авиационный полк на МиГ-29. Очень был славный полк, с хорошими традициями, боевой. Много было в управлении части орденоносцев. Афган люди прошли. То есть, было чему у них учиться, слушать, впитывать информацию как губка.

Ну а что касается пилотажной группы "Стрижи", я, как только связал свою жизнь с военной авиацией, о ней знал, слышал. Но о том, чтобы попасть в группу, особо не мечтал, потому что мне казалось это слишком сложным. Но благодаря своему сослуживцу, с которым я служил в Зернограде и который стал первопроходцем, попробовал, попытался и поступил в Кубинку, я туда попал. Мы с ним созвонились, и он рассказал, что в принципе это возможно, что я подхожу по определённым требованиям и критериям. В итоге я приехал в Кубинку, сдал здесь теоретическое собеседование, физическую подготовку, по технике пилотирования проверили.

Уже будучи действующим военным лётчиком, который летал в частях?

Дм. Рыжеволов: Да. К тому моменту в Зернограде я дослужился до должности заместителя командира авиационной эскадрильи. Но после разгона части попал служить в Миллерово с понижением – командиром авиационного звена. У меня был "второй класс" – "лётчик второго класса". Ну и был я младше 30 лет. То есть, по критериям подходил в группу.

После всего этого можно было говорить, что я был уже сложившимся пилотом, но, тем не менее, все равно отбор проходил. У нас так принято. Потому что, если взять лётчика по одному только его желанию, а вдруг у него есть какие-то проблемы с чистотой техники пилотирования или с теорией, он не понимает аэродинамику, то можно в этого лётчика вкладывать, а отдачи никакой не будет.

Тем более, что желающих наверняка много было попасть в эту группу?

Дм. Рыжеволов: Сейчас поменьше желающих стало. Связано это с определёнными реформами, проведёнными лет пять назад. Раньше должность лётчика авиационной группы была подполковничьей. То есть, пилот, достигнув каких-то определённых высот по своей специальности, став, например, "лётчиком второго" или "первого класса", мог позволить себе отказаться от должностной карьеры и пойти по пилотажной линии лётчиком. Мог прийти в группу, чтобы просто его семья не беспокоилась, что муж не подполковник. Сейчас должность эта майорская, желающих поэтому в частях стало поменьше прийти в группу. Многие строят карьеру. Но люди, которые являются фанатами лётного дела, всегда будут. Потому что эти виды лётной подготовки больше не практикуются нигде. В таких плотных строях не летает никто.

Но это и не каждому дано? Я сужу с позиции обывателя, не военного лётчика, а простого человека, что, наверное, так оно и есть, в группу "Стрижи" попадают лучшие из лучших, как раньше говорили, "настоящие асы" лётного дела. Когда люди наблюдают ваш порядок, то, как вы летаете, когда буквально в 2-3 метрах от крыла другого самолёта идут машины, как по ниточке, а это ведь многотонная машина, они задаются вопросом, как такое возможно? Сознанию обычного человека сложно воспринять, как можно самолётам лететь как одно целое. Это ведь достигается очень долгими тренировками?

Дм. Рыжеволов: От момента начала подготовки по программе пилотажной подготовки, когда конкретно начинают готовить пилотажника-групповика, и до первого демонстрационного полёта в составе группы проходит от года (это считается очень быстро) до трёх лет (всё зависит от количества показов у группы), чтобы была возможность подготовить смену. Если показов много, то на базе мы бываем редко и плановых полётов выполняем мало. Если показов поменьше, то подготовка идёт быстрее.

От человека это тоже, естественно, зависит. Большую роль здесь играет психологический фактор, потому что на скорости 600 км в час видеть от метра до трёх от себя ещё один самолёт – это как минимум страшно, первое время. И самая главная проблема при подготовке пилотов – это раскачивание самолёта, то есть попытки стать ближе. Движения ручкой управления должны быть короткими, а некоторые пилоты по привычке допускают более длинные движения. Лётчик пытается поймать самолёт и раскачивает его вверх-вниз относительно ведущего. А в воздухе главное – собраться и успокоиться. Сказал бы другое слово, но не буду.

Не могу не спросить, как "Стрижи" готовятся к полётам? Хрестоматийная картинка: когда лётчики, стоя обычно на взлётной полосе и держа в руках макеты самолётов, маленькими шажками ходят друг за другом, имитируя полёт самолёта в группе и таким образом отрабатывая полёт в воздухе на земле. Со стороны это выглядит забавно, но ведь это очень важно на самом деле?

Дм. Рыжеволов: То, о чём вы говорите, в авиации называется отработкой задачи способом "пешим по-лётному". Этим занимаются все лётчики. Со стороны иногда это выглядит до смешного, особенно если человек, это видящий, не связан с авиацией. Вроде взрослые мужики, а ходят с самолётиками.

Но это вещь серьёзная, я так понимаю?

Дм. Рыжеволов: Да. Особенно в групповом пилотировании. Ну и в одиночном, если это полёты на высший пилотаж или на сложный пилотаж. Нужно быть, как говорится, немного впереди самолёта. То есть, знать сейчас, что произойдёт с самолётом через три-четыре секунды, а может даже через две-три. И, зная это, определённым образом действовать органами управления.

Что касается пилотирования в группе, то отрабатывается именно групповая слётанность. Начинается это на земле, естественно, чтобы человек знал, как может поступить ведущий или ведомый, человек, который крылом к крылу стоит с ним в воздухе в одном строю. По интонации в голосе, по манере поведения. Всё важно. Ну и отдыхать перед полётами нужно.

Какое-то определённое время? Или есть какая-то специальная программа?

Дм. Рыжеволов: Лучший отдых – это сон. Наши семьи знают об этом. У нас практически у всех есть дети. И дети наши, когда подрастают, знают, что папе лучше не мешать, потому что у него сегодня полёты.

Как часто вы летаете? Скажем, совершаете тренировочные полёты?

Дм. Рыжеволов: Тренировочные полёты, если мы на базе, – это три-четыре смены в неделю.

Смена – это вылет?

Дм. Рыжеволов: Нет. Смена – это рабочий день, скажем так. Восьмичасовая смена.

Сколько самолётов в вашей группе, которые вылетают? Шесть самолётов или восемь? Целиком группа в воздухе это сколько?

Дм. Рыжеволов: Сколько по штату у нас самолётов я вам не скажу. А вообще "Стрижи" сейчас выполняют демонстрационные полёты в составе шести самолётов. Это считается полноценным законченным строем. Также можем выполнять полёты в составе ромба, парой, выполнять встречный и синхронный пилотаж. Ну и одиночный пилотаж, естественно. Максимальное количество самолётов в строю – шесть.

Кстати, 21 мая 2016 года "Стрижи" будут отмечать День пилотажной группы. И, соответственно, 21 мая в Кубинке пройдёт "день открытых дверей". И все желающие смогут попасть туда. Вы увидите много интересного. По крайней мере, демонстрационные полёты "Стрижей" и "Русских витязей" не оставят никого равнодушными. Своё мастерство покажут вертолётчики и парашютисты. И ещё. В Кубинке запланирован рок-концерт. Одним словом, будет очень интересно.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация