За кадром "Кубинский бриллиант"

20 мая 2016, 22:15

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных – гости в нашей студии. Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром. Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл своё настоящее признание и находится на своём месте.

Сегодня мы продолжаем беседу с военным лётчиком, правым ведомым авиационной группы высшего пилотажа "Стрижи" майором Дмитрием Рыжеволовым.

"Стрижи" – это авиационная группа высшего пилотажа, была сформирована в мае 1991 года на базе 234-го гвардейского Проскуровского смешанного авиаполка из лучших лётчиков подмосковной авиабазы Кубинка.

Дмитрий, после программы с вашим участием было много звонков и писем с разными вопросами. Но чаще всего люди спрашивают, какие фигуры высшего пилотажа наиболее сложно выполнять?

Дм. Рыжеволов: Все фигуры выполнять сложно, если их делать хорошо. Но если они отработаны, то это уходит как бы на второй план. Допустим, для меня первоначально наиболее сложной фигурой в группе была "петля Нестерова". Это, когда мы только проходили подготовку, чтобы встать в строй. Но это была и самая сложная из фигур именно в программе. Дальше после того, как я получил определённый ряд допусков, мы начали делать "групповые бочки".

В этом году у нас юбилей. Официально днём рождения группы считается 6 мая 1991 года. Поэтому мы к юбилею и к новому сезону демонстрационных полётов готовим новую программу. Сейчас наиболее сложное для нас – выполнение в составе шести самолётов виража на форсажном режиме работы двигателя.

Что это такое?

Дм. Рыжеволов: Ну, есть максимальный режим, а если зажать гашетки и двинуть ещё вперёд, то будет форсаж. Получается прирост тяги, и мы в этом режиме выполняем связку "вираж" и "косая петля".

А кто придумывает эти новые программы, новые возможности использования техники?

Дм. Рыжеволов: Новые программы придумывают лётчики, кто стоит в группе. Но, прежде всего, при создании новой программы учитывается уровень подготовки всех пилотов в группе.

У вас же уровень подготовки должен быть в принципе одинаков, вы же лётчики экстра-класса?

Дм. Рыжеволов: У нас уровень подготовки примерно одинаковый, но немного разный опыт. То есть, наиболее опытным лётчиком является ведущий группы. Он давно уже стоит в строю. После него по опыту – хвостовой ведомый. Это заместитель командира группы. Ещё двое – я и левый ведомый. И буквально с прошлого года к демонстрационным полётам приступили ещё двое лётчиков. То есть, мы оцениваем, могут ли наименее опытные пилотажники выполнить тот или иной элемент, чтобы это было безопасно. Нужно ведь думать не только о собственной безопасности, но и о том, что демонстрационные полёты выполняются на глазах у людей. Наверное, все помнят историю Львова.

Да, там трагедией завершились демонстрационные полёты.

Дм. Рыжеволов: Поэтому чтобы этого избежать, нужно много летать, должно быть много тренировок. И, оценивая уровень подготовки пилотов, мы потом приходим к мнению, что группа созрела для такой-то фигуры. Для того чтобы её включить в программу, иногда приходится полностью пересмотреть всё от взлёта до посадки: что мы будем делать, как, чтобы это смотрелось хорошо, чтобы далеко не уходить от зрителей, чтобы всё было у них на глазах. Именно у "Стрижей" есть такая особенность: мы пытаемся и делаем перестроение в различные строи так, чтобы это происходило на глазах у зрителей, в отличие от иностранных пилотажных групп, которые уходят за зону показа. У них выходит потом одиночный самолёт или пара, заполняют эту паузу, а они затем уже выходят в другом строю.

Красиво, но люди не видят, как они перестраиваются.

Дм. Рыжеволов: У нас перестроение происходит именно на глазах у публики. Самолёт МиГ-29 позволяет это делать. У самолёта очень хорошие разгонно-тормозные характеристики. Сейчас в новой программе будут строи: "пирамида", "конверт" и другие. Я их просто перечисляю сейчас, но их надо показывать.

Вы упомянули МиГ-29. Кажется, знаменитую "кобру" впервые на МиГ-29 сделали или на 27-м?

Дм. Рыжеволов: На Су-27.

Что касается западных коллег, известно, что у французов есть такие же пилотажные группы, у итальянцев есть. Вы с ними как-то пересекаетесь? Вы общаетесь с ними?

Дм. Рыжеволов: Пересекаемся, если видимся. Из тех, кого видел я, именно с глазу на глаз, это коммерческая пилотажная группа "Брайтлинг" ("Breitling"). Они летают на L-39.

Это чешские самолёты?

Дм. Рыжеволов: L-39 – это чешский самолёт. Он – рабочая лошадка, очень долгое время был и у нас: сначала – в Советском Союзе, потом – в России. То есть, практически каждый лётчик, который летает сейчас, учился летать именно на этом самолёте. Сейчас в войска поступают самолёты Як-130. Это новый учебный самолёт. "Стрижи" летали на них при подготовке группы "Крылья Тавриды" на базе Борисоглебска. Хорошая машина, интересная, много современных технических решений.

И что говорят ваши иностранные коллеги: хвалят вас, говорят, что вы – асы, которые хорошо летают? Или ничего не говорят?

Дм. Рыжеволов: Не принято обычно друг друга хвалить. Но если есть какие-то интересные элементы, то мы просто делимся опытом, спрашиваем, есть ли какие особенности при их исполнении. Если есть что-то, что можно почерпнуть, доходит до того, что мы можем посмотреть видео тех же "Blue Angels" ("Голубые ангелы"), что они делают, что у них есть интересного и эффектного.

Анализируете пошагово: здесь – вот так, а здесь – вот так?

Дм. Рыжеволов: Да. Но у них маловато любительских съёмок. В основном, профессиональные. А там хорошая нарезка, поэтому сложно оценивать ошибки.

Многие радиослушатели спрашивают, почему авиагруппу назвали "Стрижами"? В 1988 году два самолёта МиГ-29 посетили авиасалон Фарнборо. Через год их продемонстрировали в Ле Бурже. Готовясь к международному дебюту, лётчики задумались об имиджевой стороне своей деятельности. Для самолётов МиГ-29 и МиГ-29УБ придумали оригинальную раскраску – белые фюзеляжи и ярко-синие кили. По бортам проходили синие молнии, а на воздухозаборниках появилась эмблема группы – "Чёрные стрижи на красном фоне". Эти вёрткие птицы и дали название группе. В историю группа вошла под именем "Стрижи". А зимой 2003 года самолёты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. МиГи перекрасили в новую красно-белую форму с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу и буквами МиГ на килях.

Дмитрий, ваша пилотажная группа принимала участие в параде Победы. Как это происходит? Какие ощущения? На скорости 600 км в час что вы видите?

Дм. Рыжеволов: Площадь сверху очень маленькая на самом деле.

На какой высоте вы летите?

Дм. Рыжеволов: Во-первых, мы выполняем проход над Красной площадью в совместном строю с "Русскими витязями". То есть, пять самолётов Су-27 и четыре самолёта МиГ-29. Наш пилотажный строй в обиходе называют "кубинский бриллиант". Ну а вообще у нас он называется "большая девятка". До полётов над Красной площадью выполнена целая куча тренировок, и полёт на самом деле становится накатанным. Именно для этого это и делается, чтобы лётчик не чувствовал себя выполняющим геройский поступок. Лётчик полёт должен не совершать, а выполнять. Но лёгкий мандраж, естественно, присутствует. Потому что в Москве много вышек. Останкинскую башню, например, очень хорошо видно. Ведь мы выполняем пролёт на высоте 350 метров, конкретно наша группа.

Погодные условия также накладывают свои особенности. То есть, если облачность, то, попадая в облака случайно, видимость самолёта, который даже стоит в метре или в трёх метрах, ухудшается, он начинает пропадать из поля зрения, и инстинктивно пытаешься подлезть под него, стать ближе. И в то же время присутствует страх, который нужно перебороть. Я лично с ним борюсь так: опускаю светофильтр, и я в домике.

Вы закрылись и всё. Но это не страх, это мандраж. Вы правильно определили. Такое же состояние есть у спортсменов.

Дм. Рыжеволов: А вообще на прошлый парад я распечатал фотографию своих дедов, прикрепил её в кабине. Пусть её никто не видел, но мне было приятно.

Красную площадь вы фактически пролетаете секунды за 3-4, может, чуть больше.

Дм. Рыжеволов: Конкретно точку пролетаем, наверное, за 1-1,5 секунды.

Так что вам практически ничего не удаётся разглядеть.

Дм. Рыжеволов: Разглядеть? Нет, не удаётся. Из всех тренировок над площадью я видел саму площадь, наверное, раза два. Почему? Потому что у меня основной объект, за которым я смотрю, это самолёт ведущего. Особенность полёта в плотных строях именно в том, что мы полностью доверяем ведущему. Он выполняет навигацию, выполняет точный выход по времени, а мы отдаёмся его воле. Но при возможности, естественно, подсказываем, если что-то видим нестандартное. И именно над площадью наша девятка выполняет отстрел ППИ. Это противоракетные тепловые ловушки. С земли это смотрится просто как салют. А реально отстрел этих ловушек используется в боевых действиях.

Как защита для самолёта?

Дм. Рыжеволов: Да. И для меня зачастую информация о том, что я сейчас нахожусь над Красной площадью, – это команда ведущего на отстрел ППИ.

Вот вы пролетели, а потом что делаете?

Дм. Рыжеволов: Всё, идём по маршруту с посадкой на базе. Здесь, над Москвой, пилотаж запрещён. Поэтому пилотаж никто здесь не делает, и никогда, наверное, не делали.

Пилотаж… Вы имеете в виду фигуры высшего пилотажа?

Дм. Рыжеволов: Да. Вообще их делать над городом запрещено. То есть, если мы даже выполняем демонстрационные полёты в черте города, то выбирается река, место над рекой, то есть, место, где нет людей и есть минимум возможности навредить в случае чего. Ну а над Москвой… Здесь везде люди, везде город, поэтому запрещено. Вся авиация выполняет только проход.

Поэтому если кто-то хочет во всей красе авиацию посмотреть, то для этого нужно ехать на авиасалоны, на МАКС. 21 мая мы будем отмечать день группы. Совместно с "Русскими витязями" будет праздник. И 21 мая в Кубинке будет "день открытых дверей". Там будет авиационная составляющая, будут выполнять демонстрационные полёты "Русские витязи", "Беркуты" на вертолётах, "Стрижи". Парашютисты будут, статика будет. На статической стоянке будут выставлены самолёты. Рок-концерт бесплатный тоже будет.

Вот вы прилетели из Москвы, самолёты – в ангары. Как вы отдыхаете? Что вы любите делать: спать, плавать, с семьёй куда-то пойдёте, с друзьями, с лётчиками. Кстати, вы семьями дружите?

Дм. Рыжеволов: Дружим. Шашлыки жарим, всё как у людей. Иногда позволяем себе пива. Не перед полётами, естественно. Любой водитель даже машины понимает, что стакан пива вечером – это немножко тормоз утром. А здесь же самолёт.

У лётчиков очень строгая медицинская комиссия. У военных лётчиков, наверное, она ещё строже. А уж у вас, наверное, она проводится по каким-то особым критериям. А вы курите, вообще?

Дм. Рыжеволов: Не скажу.

Хорошо. Ну и самое последнее. Вас сейчас слушает вся Россия. У нас самая большая государственная радиостанция. Что бы вы пожелали тем молодым людям, которые, возможно, послушав наш эфир, захотят стать военными лётчиками?

Дм. Рыжеволов: Ставьте перед собой цель, идите к ней, никогда не сдавайтесь, даже если возникают какие-то препятствия. И всё в руках каждого человека.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация