От первого лица Дмитрий Балалыкин: о возможностях и этических проблемах современной трансплантологии
В июле этого года российская медицинская наука отмечает столетие Владимира Петровича Демихова, великого хирурга, основателя мировой трансплантологии. Трансплантология, подарившая человечеству возможность обрести надежду на жизнь в критической ситуации, обострила также и этические проблемы и их правовые аспекты.
Наш собеседник Дмитрий Алексеевич Балалыкин, профессор, доктор медицинских наук, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории медицины и истории Отечества Первого МГМУ им. И.М. Сеченова, - ученик выдающихся отечественных хирургов, он знал и Владимира Демихова. Как он смотрит на этическую сторону пересадки органов, - продление жизни одного человека за счет, возможно, потери жизни другого?
Дмитрий БАЛАЛЫКИН: Вопросы трансплантологии наряду с эвтаназией и абортами - три проблемы, которые сегодня буквально раздирают биоэтику. Я имею честь быть председателем Этического комитета Первого меда; мы рассматриваем много работ, - мы обязаны делать это согласно закону, и Первый мед имеет для этого огромную клиническую базу, ведя обширные экспериментальные исследования.У нас довольно много работ, связанных с тематикой трансплантации, так и, скажем, с вопросами стволовых клеток. Там вопросов очень много...
Подобные работы подлежат этической экспертизе. Мне неоднократно приходилось отстаивать свое мнение, что наше сегодняшнее законодательство построено правильно: презумпция согласия на пересадку органов - подход правильный. И я не вижу здесь никаких возражений. Если кто-то не хочет, чтобы его органы после смерти были использованы для трансплантации, человек может оформить соответствующий документ. Но я как человек верующий не вижу здесь никакого конфликта интересов. Более того. Плоть смертна; дух жив, а плоть немощна. Поэтому, возвращаясь к религиозным взглядам, я, как и многие соотечественники, убежден в том, что я бессмертен: моя душа имеет вечную жизнь.
Дефиниция смерти, предложенная во II-м веке еще Галеном, предполагает, что это вовсе не вопрос каких-то тканевых, физиологических реакций. Смерть - это момент расставания высшей бессмертной души с плотью. И это парадоксальным образом описывает момент, который мы сегодня считаем определением смерти: смерть мозга. Это момент, когда можно использовать органы умершего для трансплантации. Мы бессмертны, но если часть нашего смертного тела может кому-то еще помочь, - по-моему, это очень мило...
Дмитрий БАЛАЛЫКИН: Трансплантация сердца на слуху у всех, это наиболее драматичные сюжеты, но Демихов обосновал не только это. Он занимался экспериментами трансплантации печени, почки. Интересно, что у него было мнение, что пересадка сердца быстрее станет клинической реалией, чем пересадка почки.
- Громкая история с возможной пересадкой головы: итальянский хирург хочет вернуть к активной жизни нашего соотечественника. Это фантастика? Или все-таки...
Дмитрий БАЛАЛЫКИН: Есть два человека, обосновавших подобную ситуацию. Один - основатель кибернетики Норберт Винер, другой - Владимир Демихов. Винер обосновал в целом, когда сказал, что теоретически можно легко передать человека по телеграфу, просто некоторые технические сложности пока превышают наши возможности. Технические возможности обосновал Демихов - вспомните его знаменитую собаку с двумя головами. Впрочем, здесь есть не бесспорные этические проблемы, но технически это возможно...
(Повтор программы "От первого лица" от 15.06.2016)
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица