Картинка

Один Вадим Как говорить так, чтобы вас слышали и слушали?

6 августа 2016, 17:00

Персоны

В.ТИХОМИРОВ:  У нас в студии гость, это эксперт по ораторскому мастерству Павел Федосеев. Здравствуйте, Павел.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Добрый день, Вадим.

В.ТИХОМИРОВ:  Вы знаете, Павел, я вот так подумал, ораторское мастерство, как-то звучит по-древнегречески. А зачем нам, людям XXI века, уметь ораторствовать, мы же не оперные певцы.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Я  думаю, что коммуникация это процесс, который с самого рождения с нами. Говоря именно об ораторском мастерстве, мы говорим о тех коммуникациях между людьми, которые каждый день происходят. Ну, а для того чтобы донести наши мысли четко и грамотно, прием ораторского мастерства и нужен.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, смотрите, давайте, как говорится, от простого к сложному. Вот, например, в компании собираются несколько людей, мужчин, начинают рассказывать друг другу анекдоты. Один рассказывает один за одним, и все его слушают, а второй, у которого самый смешной анекдот, и ничего не получается. Вот, что, может быть, приемы мастерства должны быть или это психологическая какая-то, скажем так, установка или непонимание. Что происходит? Почему одни люди могут достучаться до сердец других, могут заставить слушать себя, а другие этого не могут сделать?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Я думаю, что не стоит здесь смешивать в одно момент коммуникации между людьми на работе, когда они рассказывают в анекдоте, и выступление на публике, которое действительно более ответственно, когда прикованы все взгляды к одному человеку. Здесь недостаточно одной харизмы, которая будет в кулуарах играть большую роль, когда рассказывают анекдоты. Здесь все-таки имеет место наличие технологий, навыков, тех вещей, которые позволяют оратору донести свои мысли до аудитории.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, смотрите, просто я так не люблю – оратор, аудитория, давайте говорить проще. Ну, смотрите, насколько мне известно, самый первый и самый большой страх в мире это страх смерти, ну, это понятно, мы все смертны. А второе – это выступление перед публикой. Почему люди так боятся выступать перед публикой? Ну, кроме, конечно, Филиппа Киркорова и Николая Баскова.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Продолжая тему этих страхов, я хочу сказать, что человек действительно дважды в жизни остается в полном одиночестве – первый раз на пороге смерти и второй раз перед началом публичного выступления.

В.ТИХОМИРОВ:  Одиночества?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Да, это цитата из рекламной кампании, которая обучает ораторскому мастерству. Вот перед выходом на сцену человек действительно остается один, сам с собой, и внутренние страхи, внутренние установки, которые он себе дает, напрямую влияют на результат его выступления. Почему этот страх настолько для нас яркий, мне кажется, потому что каждый раз, когда все люди, а, так или иначе, каждый из нас с вами принимал участие в каких-то мероприятиях, касающихся публичных выступлений, будь то даже тосты на свадьбах, все люди, на которых фокусируется внимание, чувствуют себя не очень уютно, просто потому что они одни, а все остальные внимательно их слушают. Есть некий кредит, которым они обладают, и этот кредит важно оправдать.

В.ТИХОМИРОВ:  И что же нам делать тогда? Понимаете, в чем дело, ведь одно дело хорошо, ну, даже, например, студенты, которые сейчас, слава богу, отдыхают, или, например, те же самые школьники, которые выходят к доске. Я знал и даже сам иногда, ну, я-то наглый был, но все равно огромное количество школьников прекрасно знают материал, они выходят к доске и не могут, как говорится, связать двух слов, это большая беда. И потом гнобят, они потом плохо учатся, у них потом комплексы, потом, конечно, у них нет карьеры. Как их научить, как заставить их быть спокойными?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Давайте тогда разберем четыре основных момента, которые сформируют законченный алгоритм.

В.ТИХОМИРОВ:  Я прошу, Паш, ну, у нас люди, они сейчас, с высшим образованием, конечно, даже кандидаты наук некоторые, но лето же, жара. Алгоритм… Можно как-то найти более простой и понятный язык для наших слушателей?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Я думаю, что это не составит никакого труда. Четыре основных вещи, которые дадут возможность человеку, выходящему на публику, выступать более уверенно.

В.ТИХОМИРОВ:  Так, и какие?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Первое, это сама личность человека, который выступает. 

В.ТИХОМИРОВ:  О, это, Павел, серьезный вопрос. А как мне воспитать в себе личность? Вот я всю жизнь, как говорится, как наши говорят, я, говорит, женщина, мужем битая, и так далее.

П.ФЕДОСЕЕВ:  А мы сейчас упростим. Первое, что важно знать о личности человека, который выходит на сцену, это то, что у него есть внутреннее ощущение себя, которое подразделяется на его внутренние установки и его внутренние страхи.

В.ТИХОМИРОВ:  Установки я не знаю, что это такое, а страхи знаю, да.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Установки это те мысли, те убеждения, которые в голове у человека перед тем, как он выходит. Тот же школьник, Вадим, который выходит сдавать экзамен, он ведь может думать: я все знаю, и я сейчас совершенно спокойно сдам.

В.ТИХОМИРОВ:  Конечно, да.

П.ФЕДОСЕЕВ:  А может думать, наоборот, я учил всю ночь, но я волнуюсь, скорее всего, я не сдам, профессора меня будут сейчас заваливать.

В.ТИХОМИРОВ:  Да, да, так оно и есть.

П.ФЕДОСЕЕВ:   И вот эти установки, в первую очередь, влияют на его результат.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть мы сами себя загоняем в угол.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Абсолютно верно.

В.ТИХОМИРОВ:  Хорошо. А как мне избавиться от этих установок? Потому что все равно я выхожу к доске, я выхожу, когда сдаю экзамен, я выхожу перед аудиторией, защищая свой диплом или своей проект, как сейчас это принято. Я начинаю волноваться. И у меня все равно есть ощущение, что я проиграл уже, не начав эту битву.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Тема волнения чуть впереди. По поводу того, как избавиться от установок. Избавиться, естественно, невозможно, они в любом случае будут, но их можно перевести в позитивные из негативных. Установка – я не сдам экзамен, профессора все сейчас будут меня заваливать, это негативные установки. А позитивные установки – я абсолютно готов, и только от меня зависит, как я выступлю со своим докладом.

В.ТИХОМИРОВ:  Ага, то есть мы перейдем на более простую, скажем так, ситуацию, конгломерацию. Значит, прихожу я домой, немножко выпивши, встречает меня жена и теща, и, конечно, если я думаю, сейчас они меня начнут допрашивать и я, естественно, сдамся, то все, будет, как говорится, проигранная битва. А если я говорю, я знаю абсолютно весь текст, что я шел домой, потом зашел к коллеге, потом мы, естественно, обсуждали проект, то я тогда выиграю. То есть внутренняя уверенность это самое главное.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Внутренняя установка на позитив это один из основных моментов, который позволяет человеку действительно достигать больших результатов.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, смотри… Можно на «ты»?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Конечно.

В.ТИХОМИРОВ:  Павел, ну, смотри, вот сейчас мы с тобой, например, для взрослых людей. А вот, как, например, маленькому ребенку объяснить: не волнуйся перед тем, как ты идешь к доске?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Маленькому ребенку можно дать совет сфокусировать свое внимание на что-то, отличное от его выступления. Периодически это помогает и детям, и взрослым людям, когда фокус внимания не на том, что он делает, а, допустим, на том, какое количество людей в зале, занавешены ли шторы, насколько прямо висит плакат Гоголя, который висит на задней стене.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть, посмотри, у Марии Ивановны, как у нее, все нормально с пуговками на груди? Все застегнуты? Ничего там не выпирает? То есть ребенка надо просто успокоить и сказать ему, чтобы, то есть перевести внимание.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Перевести внимание на какие-то другие вещи.

В.ТИХОМИРОВ:  Как, в принципе, и взрослым людям, в том числе.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно. Просто взрослый человек чуть более осознанно к этому подходит, ребенок, естественно, волнуясь, может какие-то вещи забыть. Но, если перевести его внимание на что-то другое, он будет на этом сосредоточен, ему это поможет чуть расслабленнее выступать, допустим, на том же экзамене.

В.ТИХОМИРОВ:  Это хорошо. Просто, Павел, вы знаете, я опять перешел на «вы», у нас, у ведущих есть такая история, ну, по крайней мере, некоторые, конечно, не знают, может быть, об этом из моих коллег, но я знаю такой прием, если, ну, вы знаете, что люди любят, когда смотрят глаза в глаза, некоторые этого боятся делать. Есть такой маленький прием, для того чтобы постоянно смотреть в глаза. Присмотритесь, какого цвета глаза у вашего визави, и тогда ваш взгляд будет пытливым и интересным для вашего собеседника. Я все время так думаю, какого там цвета глаза, и сразу все говорят: «Какой у вас проницательный взгляд, сразу видно, что вы заинтересованы в общении». Я говорю: «Да, да, да». Ну, это тоже прием, конечно.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Естественно. Главное, чтобы пользоваться этим приемом, если выступать на аудиторию, не смотреть в течение всего выступления только на одного человека.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, это понятно, иначе его схватит инфаркт миокарда, ну, это другая история. Хорошо, итак, мы отвлеклись. То есть мы должны, в первую очередь, отвлечься, то есть у нас должна быть позитивная установка.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Абсолютно верно.

В.ТИХОМИРОВ:  Слушайте внимательно, во-первых, студенты, во-вторых, школьники и, самое главное, те люди, которые постоянно должны доказывать и показывать, и защищать свои проекты, защищать свое резюме, защищать свою позицию в жизни. Так, то есть эта позитивная установка, ну, конечно, понятно, что не всем это удается, жизнь такая сложная штука.

П.ФЕДОСЕЕВ:  С каждым разом, когда у них будет получаться, эти установки будут гораздо проще формироваться.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть получается, что это шаг за шагом, ступенька за ступенькой, и мы каждый раз должны что-то улучшать в нашем организме, в нашем отношении, для того чтобы видеть этот качественный переход из одного состояния в другое.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Конечно, каждое новое публичное выступление это плюс один к опыту в любом случае, как бы оно ни прошло. И это уже огромный позитив. Я выступаю, и я получаю себе те навыки, которыми раньше не обладал. Я сделал еще один шаг вперед к тем результатам, которые мне важны.

В.ТИХОМИРОВ:  Вы знаете, в чем дело, конечно, все очень хорошо, мы успокаиваем себя, успокаиваем других, да, мы находимся в хорошем позитивном настроении, но физиология есть физиологи я. Вы понимаете, когда человек волнуется, когда он выходит на сцену, он начинает потеть, в первую очередь, и это видно на лбу, особенно подмышками, и не дай, бог, сейчас летом. И это, конечно, очень негативно сказывается вообще на образе человека. Одно дело, когда подходит приятно одетый человек без всяких, как говорится, подмышечных репутаций, а другое дело, когда он весь в пятнах, как я вот сейчас, после того, что немножечко обляпался. А что же делать, а как бороться с физиологией?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Бороться с физиологией лучше не стоит, но поставить физиологию себе на службу мы можем. Страхи и стресс это естественная реакция организма на сложные ситуации в нашей жизни. А как мы уже выяснили, публичное выступление это сложная ситуация для людей.

В.ТИХОМИРОВ:  Да, конечно, безусловно.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Избыток адреналина дает те самые симптомы, о которых вы говорите, потоотделение и все остальное. Первое, что можно сделать и важно сделать до выступления, излишки адреналина снять. Походить.

В.ТИХОМИРОВ:  Активно.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Активно. Любые физические упражнения, естественно, помогают эти излишки адреналина выплеснуть. И, вместе с тем, важно понимать, что есть некая граница, не нужно приседать со штангой перед публичными выступлениями.

В.ТИХОМИРОВ:  Хотя, наверное, в принципе, было бы неплохо. Ну, это я так образно выражаюсь.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Ну, я думаю, штангисты, кстати говоря, перед выступлением вполне могут себе это позволить. Но, тем не менее, большинство людей могут просто а) походить, второй момент – понапрягать и порасслаблять мышцы. Например, поднять плечи вверх, зафиксировать их и опустить.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть это, в принципе, простейшее упражнение, которое позволит нам раскрепоститься.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Конечно. Тело будет более расслаблено, и выглядеть человек действительно будет более спокойным и уверенным. Вместе с тем, его именно физиология будет поставлена, как я уже говорил, ему на службу.

В.ТИХОМИРОВ:  Слушайте, а, может быть, как некоторые поступают известные ораторы и особенно массовики-затейники, может быть, выпить 50 грамм для поднятия тонуса и куража.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Такое мнение бытует о том, что это помогает расслабиться.

В.ТИХОМИРОВ:  Да у некоторых народных артистов, знаете, как бытует, вы бы видели их лица.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Вы знаете, я думаю, что алкоголь действительно помогает расслабляться, и, вместе с тем, это враг оратора по одной простой причине, ему будет сложно сосредоточиться. А когда человеку это сложно сделать, выплывают на поверхность те вещи, которые лучше бы не выплывали. И слова-паразиты, и экание, и бэкание, и, по сути своей, вместо того, чтобы донести ту мысль, которую нужно…

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, смотрите, давайте тоже вернемся к выступлению. Вот вы говорите « мысль». Ведь, по большому счету, опять-таки, если вспоминать классиков жанра, то человек другого человека воспринимает, в первую очередь, по внешнему виду, во-вторых, потом, как он говорит, в смысле его голос, тон и все остальное, и только потом на последнем месте то, о чем он говорит. А какая разница, пыкает он или мыкает, зато он свободен, речь его льется, он эмоционален, и это победа.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Абсолютно верно. Образ оратора это ключевая составляющая. То, как публика воспринимает человека, который перед ней, это, по большому счету, действительно…

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, так, может, выпить?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Ну, если задача только создать вау-эффект от своего внешнего вида и ничего при этом не говорить.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, только улыбаться. Да, то тогда можно.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Я не рекомендую все-таки употреблять алкоголь.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, хорошо, вернемся к четырем постулатам. Вы сказали о том, что мы должны успокоиться, мы должны находиться в позитивном настроении, мы должны почувствовать себя, как говорится, здесь и сейчас, а что дальше?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Дальше мы уже эту тему затронули, даже чуть проговорили, избавиться от внутреннего страха и снять излишки стресса.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, позанимались физическими видами спорта.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно. И это первая составляющая оратора. По сути, это его внутренняя составляющая, то, как он себя ощущает. На противоположном конце стоит вид и внешний вид оратора, то, как его воспринимает аудитория, то, как она видит его, то, как она чувствует его, и здесь как раз внешний вид. И здесь как раз его тело и жесты, здесь как раз его уверенность. Сцена дает огромный кредит доверия.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, и сцена, и, в принципе, трибуна, и все, что угодно. Ты приподнялся, ты уже над всеми паришь, ты просто звезда.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Очень редко бывают ситуации, когда публика негативно настроена на человека, который выступает, и ее основная задача сделать так, чтобы ему было максимально не комфортно. Такое действительно случается, но это редко.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть, смотрите, вот опять, возвращаясь… Я говорю, ведь, понимаете, в чем дело, нам только кажется и слушателям нашим, может быть, кажется, что мы говорим сейчас вещи, которые им совершенно не интересны и не нужны, но, по большому счету, мы постоянно отстаиваем свою точку зрения с друзьями, в семье, на работе. И поэтому от того, как ты донесешь эту мысль до потребителя, так ты и будешь или победителем, или проигравшим. Вот у меня сразу вопрос, если я должен донести свою мысль и повлиять на людей, я должен, наверное, привстать, видимо, да? Ну, например, вот сидят, я говорю, я опять возвращаюсь к семье, к детям, к быту. Сидит жена, опять теща, это мой любимый, конечно, персонаж в последнее время в жизни, и для того, чтобы донести свою мысль, я должен встать, наверное?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Смотря, какую мысль вы хотите донести.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, хорошую, добрую мысль. Но, по идее, вот эта, скажем так, температура, она влияет как-то? Ну, высота.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Образ совершенно другой. Здесь может быть образ уверенного человека, но здесь недалеко и от образа агрессивного человека. По большому счету, когда человек нависает над другими, особенно, если пространство ограничивается кухней, то может это восприниматься, как агрессия, а не как…

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, тоже видно. Хорошо. Вернемся тогда к аудитории, например, к конференц-залу, где мы должны, например, презентовать ту или иную программу, тот или иной продукт. А как мне стать уверенным, как мне продемонстрировать всем остальным людям, которые находятся в зале, что я действительно уверен, что я отлично выгляжу. Мне что, идти к стилисту, к Валентину Юдашкину? Он мне сошьет еще одну форму генеральскую.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Ну, кстати говоря, поход к стилисту не самая плохая идея. Внешний вид это один из признаков уверенного в себе человека.

В.ТИХОМИРОВ:  Только надо выбрать хорошего стилиста, я так понимаю.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Я думаю, что надо выбрать стилиста, который сделает хороший образ.

В.ТИХОМИРОВ:  А как вот, например, не обращаясь к стилисту, придумать свой образ. Ну, я понимаю, мы оперируем, как черный низ, белый верх, ботинки на мягкой подошве или на твердой подошве. Что заставляет человека измениться кардинально?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Здесь все просто. Внешний вид важно, чтобы соответствовал контексту мероприятия проводимого и той аудитории, которая собралась. По большому счету, если мы говорим о политике, и если в зале сидят люди, приближенные к политике, то, конечно, выйти в шортах будет несколько не этично. С другой стороны, если мы говорим о пляжном отдыхе где-нибудь в России или за рубежом, и люди, которые сидят в зале, все в шортах и в майках, то выйти в деловом костюме, здесь тоже будет некий диссонанс.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, будет неправильно. Я просто, знаете, почему спросил, кстати, вдруг я задумался, у меня есть достаточное количество пар обуви, и я вдруг поймал себя, что когда я иду, например, на какие-то собеседования, на встречи, на съемки, я все время стараюсь найти себе обувь на твердой подошве, чтобы это была не мягкая, не спортивная обувь, а именно твердая. Именно тогда чувствую себя уверенно, чеканишь шаг, называется. Видимо, это тоже оттуда же, из этих практик?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Естественно, важно, чтобы все в вашем гардеробе подчеркивало вашу уверенность, но, естественно, главное, чтобы и вы чувствовали себя комфортно, потому что, если в течение всего выступления ваши новые туфли на твердой подошве вам жмут…

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, это да, это будет беда тогда. Ну, да, или что-то натирает или что-то там, как говорится, это будет плохо.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Поэтому внешний вид. Второй момент это хозяин положения. Человек, который стоит на сцене, является хозяином, и здесь нам уже помогает поза, которую человек принимает, его жесты, его движения. Вот здесь более широкие жесты, уверенная поза позволят аудитории увидеть, что перед ними действительно хозяин.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, смотрите, поза, вы говорите, ну, на какую мне ногу, например, опереться, на правую или на левую, или широко расставить ноги?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Классическая поза оратора подразумевает, что вы на толчковую ногу, которой отталкиваетесь, ставите чуть вперед.

В.ТИХОМИРОВ:  Так, я ее уже выдвигаю.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно, и на нее делаете основной упор. Руки вдоль тела, стараться избегать закрытых жестов.

В.ТИХОМИРОВ:  Закрытые жесты это что?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Скрещенные руки на груди, поза футболиста, который боится сейчас, в стенке стоит и боится мяча.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, пропустить пенальти.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно. Вот таких жестов важно избегать. Руки открыты, желательно, чтобы ладони были обращены к публике, жесты максимально открытые.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть я встал на опорную ногу, улыбнулся, наверное, все-таки чуть-чуть. Осанка, вот как с осанкой, понимаете, в чем дело, вот я, например, сутулюсь, я ужасно мучаюсь с этим.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Вадим, здесь важно осанку держать.

В.ТИХОМИРОВ:  А как ее держать? Я ее держу, а потом раз, и все, как мешок с этим…

П.ФЕДОСЕЕВ:  Можно корсет одеть совершенно спокойно, это позволит на протяжении всего выступления спину держать прямо, никаких проблем.

В.ТИХОМИРОВ:  О, кстати, классная мысль, где только взять корсет.

П.ФЕДОСЕЕВ:  В любой аптеке продается.

В.ТИХОМИРОВ:  Нет, я просто серьезно спрашиваю.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Нет, абсолютно серьезно, в любой аптеке корсет, поддерживающий спину.

В.ТИХОМИРОВ:  Я, знаете, о чем подумал, недавно у нас был один режиссер, ну, не недавно, где-то год назад, фамилию не буду называть, но имя Роман Григорьевич, вы знаете, вдруг, когда я провожал его, вдруг пощупал, ну, так, под локоток, и нащупал его такую мощную спину. Он был в корсете, значит. Вот, почему так прямо держал спину. А для режиссеров, знаете, это очень важно ведь. Да, это хороший прием. Но, к сожалению, все-таки давайте более натуральные продукты питания. Итак, просто должна быть хорошая осанка, и вы сказали жесты.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно. Жесты дополняют образ оратора. Жесты важно делать преимущественно открытые. У нас три зоны жестикуляции – верхняя зона.

В.ТИХОМИРОВ:  Это типа: привет, привет.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Эмоции, эмоциональная зона. Если вспомнить всех артистов, которые выступают на сценах, как они говорят: «Где же ручки?» Они машут руками. Они заражают эмоциями.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, конечно, естественно, надо же как-то зарядить публику, давайте ручками зарядим эту публику.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Это до шеи. Средняя зона от шеи до пояса, и вот здесь это оптимальная зона наших открытых жестов.

В.ТИХОМИРОВ:  Итак, Павел, вернемся к нашим слушателям, вернемся к нашему тренингу. Действительно, потому что, для того чтобы пробиться в жизни, надо уметь говорить. Я, знаете, о чем вдруг подумал, интересно, а как в советское время наши лидеры, ну, правда, говорили они все, конечно, неважно, у них, видимо, не было таких курсов, у них не было таких тренингов, тренеров, которые бы научили их правильно говорить.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Мне кажется, что они брали чем-то другим, харизмой точно.

В.ТИХОМИРОВ:  А, все-таки харизма должна быть все-таки у человека.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Мне кажется, это важная составляющая. Я не могу сказать, что она прямо должна быть, но наши лидеры брали харизмой, это точно.

В.ТИХОМИРОВ:  Итак, мы сказали уже о внешнем виде, что человек действительно должен быть одет соответственно тому, о чем он говорит, где он говорит, это понятно. Поза оратора, упор на правую ногу, ну, толчковая нога. Из зон жестикуляции вы сказали, верхняя это…

П.ФЕДОСЕЕВ:  Эмоциональная.

В.ТИХОМИРОВ:  Именно поэтому многие наши исполнители начинают поднимать вверх лапки, когда уже понимают, что другим брать нечем. Средняя зона…

П.ФЕДОСЕЕВ:  Это зона как раз оптимального контакта с публикой.

В.ТИХОМИРОВ:  А если я держу руки внизу, там что-то жестикулирую, манипулирую ниже уровня кадра, то это, в принципе, неправильно, да?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Не лучший вариант, потому что глаза публики будут прикованы именно в то место, где вы держите руки и что-то там делаете.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, видимо, поэтому так любят смотреть у нас футбол, когда они встают «стенкой» перед воротами. Хорошо, что делать дальше?

П.ФЕДОСЕЕВ:  А дальше взять паузу.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть?

П.ФЕДОСЕЕВ:  После того, как вы вышли на сцену, встали так, как важно встать, взять небольшую паузу.

В.ТИХОМИРОВ:  Подождите, Павел, вы что, учились во МХАТе? Именно там все актеры берут большие паузы. И чем больше актер, тем больше пауза.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Это, кстати, написал Сомерсет Моэм в своем произведении «Театр».

В.ТИХОМИРОВ:  А, точно, то есть взять паузу. Это интересное предложение. То есть я прихожу на эфир, говорю… и замолчал. Они все думают, что это он там молчит, что это он там себе думает, может быть, электричество отключили, а тут, оказывается, я просто взял паузу. Но, в принципе, это хорошо. И что после этого делать?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Поприветствовать аудиторию. Как вы уже сказали, важно ей улыбнуться и поприветствовать, сказать что-нибудь вроде «Добрый день, уважаемые коллеги. Я рад вас приветствовать. Меня зовут Павел и сегодня …»

В.ТИХОМИРОВ:  Слушайте, Павел, я понимаю, может быть, у вас хорошие коллеги, а вот, нет, у меня тоже хорошие коллеги, но вдруг, например, я приду в компанию, где мне эти люди совершенно не нравятся, и все равно я должен улыбаться говорить: «Привет, мои дорогие друзья». Это же будет вранье.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Тогда не улыбайтесь, но поприветствовать важно.

В.ТИХОМИРОВ:  Но поприветствовать, как, все равно, видимо, надо с каким-то знаком плюс.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Классическое приветствие заключается именно в том, что вы говорите: «Добрый день и я рад вас приветствовать». Дальше представляетесь, обозначаете тему вашего выступления.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, и все-таки, а вот как мне наладить контакт с аудиторией? Вот, например, собрались люди совершенно разные, я должен их всех убедить, и, мало того, я их должен расположить к себе, ведь правильно? Вот улыбка, какая должна быть улыбка?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Искренняя, Вадим.

В.ТИХОМИРОВ:  Так ненавижу я их, не нравятся они мне, а вы говорите искренняя улыбка.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Тогда не улыбайтесь.

В.ТИХОМИРОВ:   Ну, тоже верно, по крайней мере, это будет искренно.

П.ФЕДОСЕЕВ:  По крайней мере, это будет искренно. Но, по крайней мере, открытые жесты, которые вы будете демонстрировать, опять же, будут располагать к вам.

В.ТИХОМИРОВ:  Открытый жест это ладонь, да?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Ладони, не скрещенные, как я уже говорил, никаких закрытых жестов, никаких скрещенных на груди рук.

В.ТИХОМИРОВ:  А вот смотрите, Павел, простите меня, конечно, что вдруг вспомнил, ни к ночи будет помянуто, вот, например, фашисты, они же поднимали лапку все время вверх, когда приветствовали друг друга, это что же получается, они располагали к себе друг друга или как?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Сложно ответить, что у них было вложено в эти жесты, но, в любом случае, жесты были достаточно открыты.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, в том-то и дело.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Заметьте, в верхней зоне.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, в верхней зоне, в эмоциональной зоне. Во, молодцы, все просчитали. Хорошо, бог с ними, вернемся к нам, вернемся в нашу страну. Ну, и вот дальше. Понимаете, в чем дело, а с чего начинать, чем заканчивать, это же ведь тоже очень важно, хотя я понимаю, что это уже не ваша, наверное, епархия?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Начинать с самого начала, заканчивать самым концом. Но, если серьезно, то выступление состоит из трех основных частей. Вступление, где вы приветствуете аудиторию и обозначаете тему вашего выступления. Основная часть, которая занимает где-то 60 процентов времени. Там вы обозначаете некую проблему, некий тезис или предложение и аргументы, почему именно так. И заключение, где вы подводите итоги общие, благодарите аудиторию и прощаетесь.

В.ТИХОМИРОВ:  Хорошо. Вы знаете, Павел, есть одна неприятная черта. Кстати, у ведущих это очень часто бывает, особенно, когда они ведут ток-шоу или вы работаете на большой площадке. Вот есть в зале, я их называю «паршивые овцы», вот, понимаете, им всюду, до всего им надо, вот до всего. Они все знают, они постоянно привлекают к себе внимание. А вот, как их, скажем так, нейтрализовать, возможно ли это? Я иногда подготовлю речь, вот такую телегу, нет, и давай меня сбивать с пути истинного. А ведь я человек нервный, у меня натура тонкая, я же могу и сорваться на крик.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Технологий нейтрализации достаточно большое количество. Ну, давайте самое простое, что можно сделать.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, чего-нибудь попроще.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Когда возникают какие-то неудобные вопросы и тому подобные высказывания.

В.ТИХОМИРОВ:  Вот смотрите, давайте перейдем опять на бытовую платформу. Вот, например, дома я защищаю бюджет нашей семьи, что эти деньги мы потратим на машину, эти деньги мы потратим на КАСКО, эти деньги мы потратим, ну, чуть-чуть на, может быть, детям игрушки и все остальное, ну, и остается совсем небольшая часть на какие-то туфли, платья и все остальное. Как мне сделать так, чтобы меня не просто послушали, дослушали до конца и взяли мою точку зрения? А теща постоянно орет мне на ухо. Простите.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Как сделать так, чтобы дослушали или как ответить на сложные высказывания тещи?

В.ТИХОМИРОВ:  Да, она же постоянно говорит: вот, вот…

П.ФЕДОСЕЕВ:  По поводу сложных высказываний три простых момента. Первое, присоединение, показать важность для вас высказывания другого человека.

В.ТИХОМИРОВ:  О, мне очень важно ваше мнение.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Это значимый вопрос, это важное замечание, это действительно очень интересный момент.

В.ТИХОМИРОВ:  Спасибо, Вера Николаевна, это очень важно, что вы заметили, что… О, какая хорошая фраза. Так, это первый вариант, отлично, это мне нравится.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Это первое, присоединиться. Второе, обозначить, что этот вопрос не относится к вашей теме.

В.ТИХОМИРОВ:  Вера Николаевна, это очень верное замечание, но, к сожалению…

П.ФЕДОСЕЕВ:  Мы говорим о бюджете.

В.ТИХОМИРОВ:  Да, а вы сейчас начинаете говорить…

П.ФЕДОСЕЕВ:  Мы говорим о бюджете?

В.ТИХОМИРОВ:  Да, а вы начинаете о выборах в Америке, это совершенно две разные вещи.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Давайте после того, как я расскажу о бюджете, я обязательно отвечу на ваш вопрос. 90 процентов, что она забудет.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, да, тем более все-таки есть там деменция. Так, и третий вариант?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Перевести тему на именно ваш проект и продолжаете.

В.ТИХОМИРОВ:  А, и продолжаем. То есть мы ее благодарим за участие в нашей конференции.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Говорите, что тема нашего собрания кухонного такая-то, я на ваш вопрос отвечу попозже, и возвращаясь к моей теме, наш бюджет…

В.ТИХОМИРОВ:  Вернемся к нашему бюджету. Отлично.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно.

В.ТИХОМИРОВ:  Итак, КАСКО. Ну, в принципе, это ведь действует и работает в обычной аудитории?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Естественно.

В.ТИХОМИРОВ:  Спасибо за ваш ответ. Слушайте, где-то я уже это слышал. Спасибо за ваш ответ, но мы говорим совершенно о другом. Так это все технологии, да?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Если обратить внимание, как говорят ораторы, отвечают на такие вопросы, очень часто именно по трем шагам – благодарят за вопрос или говорят, что это значимый момент, я говорю об этом, а на ваш вопрос я отвечу обязательно после нашего выступления, если это вам будет важно.

В.ТИХОМИРОВ:  Слушайте, Павел, вы становитесь все более и более интересны не только мне, но и нашим слушателям. Так, поехали дальше, а что теперь, а как теперь, самое главное, убедить человека или в данном случае семью, или своих оппонентов в том, чтобы они приняли решение то, которое вам надо?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Две вещи, которые помогут убеждать. Первое, это сила ваших эмоций, второе – это энергетика речи.

В.ТИХОМИРОВ:  Энергетика речи.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно.

В.ТИХОМИРОВ:  Это значит, принять надо энергетика.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Как вариант, главное, чтобы безалкогольного.

В.ТИХОМИРОВ:  Нет, нет, мы уже про алкоголь выяснили, что это табу. Действительно 50 не отделаешься, потом уже 150, уже все, уже мысль потечет.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Потом решения будут приниматься уже кем-то другим.

В.ТИХОМИРОВ:  Энергическая речь, энергетическая.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Энергичная. Убеждаю, внушаю, доказываю. Владимир Владимирович Маяковский. Стихи Маяковского, они очень хорошо ложатся именно в эти три постулата.

В.ТИХОМИРОВ:  Тут пришло вам письмо. «Здравствуйте, скажите, пожалуйста, а насколько важно для хорошего оратора наличие у него богатого энциклопедического словарного запаса?» Вы же знаете, фигурные речи это же очень важно, не будешь там дыр-быр, восемь дыр.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Вы знаете, по этому поводу в свое время Аристотель написал, что самое важное в речи это ясность. Если человек выражается ясно, наличие энциклопедического запаса не так влияет на основной результат.

В.ТИХОМИРОВ:  Да, не надо нас пугать этими умными словами, просто и ясно. И, между прочим, многие политики этим пользуются. Хорошо, так как же сделать, чтобы речь была действительно энергичной, чтобы она заставляла, чтобы она вела, чтобы она возбуждала?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Верить в то, что вы говорите, иметь некую миссию.

В.ТИХОМИРОВ:  Верить в то, что я говорю?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Совершенно верно.

В.ТИХОМИРОВ:  Ах, вот, почему у нас тогда проваливаются наши некоторые программы, потому что не верят в то, что говорят. Ну, я просто вижу одного министра, он все время говорит: «И вот мы сейчас…» А, не веришь. Видимо, он сам тоже не особо верит в это.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Самый классический пример, прокурор, когда читает речь свою, он обвиняет, в этом его миссия, адвокат, наоборот, защищает, и в этом его миссия. И поэтому их выступления яркие.

В.ТИХОМИРОВ:  Но адвокат-то все знает, что за его спиной преступник, которого уже не сажать, а расстреливать надо, откуда же у него такая уверенность в голосе?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Его миссия защищать независимо ни от чего.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть он сам себя обманывает, получается?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Почему, он не обманывает себя, он защищает людей.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, смотрите, вот, например, вы знаете, это тоже очень важная вещь. Вы говорите, чтобы речь была энергичной, я должен верить в то, что я говорю, ну, как говорят актеры в предлагаемые обстоятельства. Получается, я должен или верить, например, что за моей спиной действительно не преступник, а ангел, которого нечаянно просто посадили на скамью подсудимых. Получается так?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Не совсем так.

В.ТИХОМИРОВ:  Или я должен себя обманывать, потому что я же трезвый человек, я понимаю, что…

П.ФЕДОСЕЕВ:  Верить в то, что моя миссия защита людей. Я сделал много из того, что я могу, для защиты этого человека .То, что он виновен, его осудили и соответственно вынесли приговор. Но я, как адвокат, моя миссия защищать людей.

В.ТИХОМИРОВ:  То есть вера это очень важно.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Именно да.

В.ТИХОМИРОВ:  Вера не только в бога, но и вера в то, что вы говорите.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Если вспомнить все выступления Стива Джобса, он выходил на сцену с одной-единственной миссией - изменить мир, именно поэтому его выступления были такими яркими.

В.ТИХОМИРОВ:  Как все просто и, с другой стороны, как все сложно. Я все время думаю, ведь каждый раз, выходя к трибуне, выходя в кадр, выходя в эфир, ты все время волнуешься. Да, и в зависимости от того, как ты волнуешься очень можно многое изменить в своей карьере, в своей жизни, я правильно понял?

П.ФЕДОСЕЕВ:  Абсолютно.

В.ТИХОМИРОВ:  Ну, что же, Павел, будем надеяться, что те слова, которые мы сказали нашим слушателям, они легли на благодатную почву. По крайней мере, вот эта история. Спасибо большое за участие в нашей конференции, это, вы знаете, твердая пятерка, я обязательно этому буду следовать. Павел, приходите к нам еще раз.

П.ФЕДОСЕЕВ:  Спасибо вам огромное, Вадим. Я с удовольствием.

В.ТИХОМИРОВ: Надеюсь, друзья, что вы поняли маленький мастер-класс, который позволит нам, по крайней мере, достучаться, если не до сердец, то, по крайней мере, до умов некоторых людей, и действительно это очень важно. Ведь презентация, как говорят у нас, это сейчас важная составляющая успеха, карьеры любого человека.

Один Вадим. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Ассамблея автомобилистов
  • Гостелерадио
  • Литвин
  • Семидесятники
  • Толковый словарь

Видео передачи

Новые выпуски

Авто-геолокация