За кадром Как происходит реставрация старинного автомобиля

2 сентября 2016, 23:40

Программу "За кадром" ведёт Николай Мамулашвили.

Представители самых разных профессий, порой редких, порой экстремальных, но чаще самых обычных, – гости в нашей студии.

Испытатели, врачи, водолазы, пожарные, дипломаты, лётчики, автогонщики, альпинисты, журналисты и спасатели... Этим профессионалам есть, что рассказать об изнанке своей работы, о том, чего мы не знаем, о том, что обычно остаётся за кадром.

Их всех объединяет одно: любовь к своему делу. Это люди с характером, они никогда не отступают. Каждый из них обрёл настоящее признание и находится на своём месте.

Сегодня рядом у микрофона – коллекционер старинных автомобилей, профессиональный реставратор автомотостарины Вячеслав Лен.

Расскажите о том, как проходит реставрация старинных автомобилей? Ведь это целая наука или даже искусство. Слышал, что очень давно вы учились в Германии у лучших реставраторов. С чего же начинается реставрация автомобилей?

В. Лен: Когда мне было 10 лет, в 1982 году, я у своего дяди в кооперативе начал учиться этому, потихонечку реставрировать то, что у меня образовывалось, появлялось в моих руках. Когда-то я начинал с БМВ 321 (BMW 321). Это был 1984 год.

Дальше – больше. В начале 90-х годов я учился в Риге у Андреаса Роде (Andreas Rode). Это очень замечательный и один из лучших специалистов мира по реставрации. Он, слава богу, по сей день занимается реставрацией. Мы с ним очень дружим, и семьями дружим по сей день. Великий человек среди реставраторов!

Позже, так как я этнический немец, получилось так, что пришлось ехать в Германию, гражданство там получать и т.д. В смутные времена, так скажем. В общем, в то время, приехав в Германию, я работал у признанных лучших мастеров, которые находятся на первых местах в мире по реставрации безусловно и всегда. Самая высшая выставка (к сожалению, утратившее своё лицо сегодня) – это Pebble Beach (Пеббл бич) в Америке. Там в последнее время там преобладает тенденция по продаже новоделов и репликаров. А когда-то это была достойная выставка. Она и по сей день носит за собой такое имя. Но просто многие богатые люди в Америке начали фуфло коллекционировать.

И, разумеется, наши, даже не знаю, их когда-то называли "новыми русскими", но ведь 23 года прошло, как они стали "новыми", поэтому скажем так, "старые новые русские", не все из них понимают, тем более, что из России туда много людей ельцинской эпохи сбежало, так вот, они ездят на эти выставки и покупают там, как правило, опять-таки фуфло. Потому что они себя считают самыми великими. То есть, они думают, что если им Россию удалось разрушить и обворовать, то они такие же великие там, в Европе. Но не тут-то было. На них там смотрят так, как и должны смотреть. Разумеется, что и впаривают им там что ни попадя.

Но вернёмся к тем, у кого я учился. Я учился в Хорста Лаутеншлегера (Horst Lautenschläger). Это человек "номер один". По жести я учился у Эдмунда Клинке (Edmund Klinke). Слава богу, он до сих пор жив. Ему было тогда, когда я учился, а прошло 10-15 лет, 83 года. Сейчас ему уже под 100 лет. В общем, когда я проварил свои первые 20 см шва, а шов – это очень важно. Старый шов на автомобилях, на жести, проваривается горелкой, металлом стык в стык, в жесть своим телом. То есть, без всяких присадок и т.п. Ты должен так подогнать жесть, чтобы на ней не было щели даже толщиной в волос. То есть, ты должен идеально подогнать и потом проварить этот шов. Когда я проварил свои первые 20 сантиметров шва, я ему кричу: "Герр Клинке, смотрите, 20 см шва готовы". Показываю ему. Он посмотрел на меня и отвечает: "Слава, я даже не знаю, сколько километров такого шва я проварил". У него в 60-х годах был госзаказ, он переделывал "Мерседесы" в "скорые помощи", в спецмашины всевозможные, катафалки и т.д. У него была огромная фирма, которая занималась переоборудованием автомобилей.

И по сей день в Германии мои товарищи-реставраторы, которые занимаются "гросс мерседесами", "суперхорьхами" и т.п., они с большим уважением ко мне относятся из-за того, что я учился у этих великих людей. То есть, они очень их уважают и прекрасно все их знают. И много очень хороших автомобилей вышло из-под их рук.

Вопрос дилетанта. Вот у вас рама, так называемая "жесть", крылья, капот и т.д., двигатель, не понятно в каком состоянии, трансмиссия, задний мост, передний мост. Всё это у вас лежит горой. Допустим, какого-то "Хорьха". Ваши действия? Обычно вы что делаете? Изучаете, чего не хватает? Как всё это происходит?

В. Лен: Мои "Хорьхи" именно такими мне и достались. Именно как гора деталей в некоторых случаях. Разумеется, берёшь каталог деталей и начинаешь сравнивать. Ага, эта деталь у меня есть, этой – нет. И помечаешь в каталоге: того нет, этого нет. В результате всё выясняется.

Как-то прилетел я в Германию. Это было почти 20 лет назад. Меня встретил отец, и мы поехали к тогда очень известному коллекционеру. Он, слава богу, тоже сейчас ещё живой. А тогда ему было уже лет 60. Это был самый сильный специалист по "Хорьхам" ("Horch") – Конрад Энгель (Conrad Engel). В Оснабрюке у него всем известная фирма. Сейчас это одеяло на себя перетянул один человек, который выпускает автомобили в Штутгарте, но уже, к сожалению, не того качества, далеко не того. А вот Конрад Энгель! Когда-то этот человек, который родился в ГДР и жил после войны какое-то время там, сбежал из ГДР. Получив гражданство ФРГ, он ездил потом в ГДР и покупал там автомобили. Именно из ГДР вытаскивал дорогую технику. Вот у него, конечно, всё было очень удивительно. Заходишь к нему, а это было ещё 15 лет назад, в сарай, а там стоят штук восемь двигателей от 853-го "Хорьха". Представляете себе? Просто караул!

Не говоря уже о двигателях на 830-й "Хорьх", на 901-й "Хорьх". Там им стояло штук 30 всегда. То есть, это было просто невероятно.

И сегодня я это часто вспоминаю. У меня сейчас есть проблема. Мне нужно насобирать около 30 двигателей "Хорьха", а их нет в мире. Уже всё. Рынок исчерпан.

Про отца-то начал рассказывать. Отец меня встретил. Со мной был очень маленький чемонданчик. Я подошёл к Конраду, купил у него тысяч на 30 марок деталей к своему автомобилю. Положил эти детали в этот чемоданчик, а чемоданчик был такой, как дипломат, просто широкий дипломат. Смотрю, отец молчит. По дороге в Берлин, а мой отец там живёт, молчал километров 400. Потом не выдержал и говорит: "Слава, а ты что, сумасшедший? Ты за это отдал 30 тысяч марок?"

Но ведь без этих деталей никак не обойдёшься?

В. Лен: Эти детали были окончательными для отделки "Хорьха 830-го", который стоит сегодня в Музее ретроавтомобилей "Автовилль" на Фрунзенской набережной. Это роскошный синий "Хорьх", парадный кабриолет, причём очень редкий. Он один в мире такой остался, с широким кузовом. У него кузов необычный, он шире всех остальных на 10 см. Сохранилось ещё два таких автомобиля, помимо этого синего.

Он, очевидно, был сделан по спецзаказу, раз кузов широкий?

В. Лен: Да. Они, эти автомобили, все абсолютно делались исключительно на заказ.

Процесс реставрации автомобиля очень долгий, сложный, но очень интересный. А если вдруг не хватает какой-то детали и её невозможно достать во всём мире, так как её просто не существует, как в таком случае поступает коллекционер и реставратор? Пытается что-то сделать сам? Или этого нельзя делать?

В. Лен: Сам ни в коем случае он не должен изобретать эту деталь. Он должен найти своих коллег. Допустим, у меня сегодня есть автомобиль "Куроганэ" ("Kurogane"), их сохранилось очень мало.

Это японский штабной автомобиль?

В. Лен: Японский джип. Их было выпущено 6400 штук. Но сегодня их на весь мир всего несколько штук. В Японии есть всего один автомобиль, у моего знакомого японца, и он у него некомплектный. А у меня самый комплектный автомобиль из всех в мире. Их в России три штуки. Два из них – у моего товарища. Он купил свои автомобили в Иркутске и во Владивостоке. Один – получше, другой – похуже. У него тоже есть один комплектный. И вот этот японец, не имея оригинальных деталей, едет к нам, чтобы снять размеры, сделать чертежи этих деталей и потом сделать копию этих деталей. То есть, это неудивительно, когда мы общаемся с американцами, немцами, итальянцами. Это всё рядом.

И тогда эта деталь, которая сделана по чертежам, будет считаться "родной"?

В. Лен: Да, будет соответствовать.

И машина проходит все проверки?

В. Лен: Скорее всего, будет другая ситуация. Он уже попросил меня несколько деталей сделать ему для этого автомобиля, и он приезжает к нам в гости. Думаю, что он в результате просто закажет реставрацию у нас. То есть, весь свой автомобиль каким-то образом перешлёт сюда из Японии, и мы будем его реставрировать.

Вы сейчас упомянули про "Куроганэ", Да, это действительно редкая машина. Я просто почему про неё знаю, потому что я случайно где-то читал об этой машине много лет назад в каком-то автомобильном журнале. Навскидку, может быть есть несколько каких-то интересных историй, связанных с вашими самыми интересными автомобилями?

В. Лен: Я очень люблю японские автомобили. У меня их есть определённое количество в коллекции, также много японской униформы и т.д. В начале 1990 года я случайно нашёл в Петропавловске (Казахская ССР) "Датсун 14" ("Datsun 14"), такой японский маленький автомобильчик четырёхместный. Но, когда я пришёл к людям, мне они объяснили, что я не могу купить этот автомобиль, потому что у них растёт сын, который будет его реставрировать. Это немцы такие были – Штейнбюк. Сын у них подрастал, и ему, похоже, это было не интересно. В общем, ходил я к ним, чуть ли не членом семьи стал у этих людей. Приезжал каждые три или четыре месяца, как оказывался в той стороне. А это недалеко было от моего дома, 500 километров, и я время от времени к ним туда ездил, потому что охота пуще неволи, что называется. И наступил определённый момент, когда люди сказали, что они уже понимают, что их сын не будет этот автомобиль реставрировать. А было это в году 1993-м. Но все равно, сказали, что они не отдадут мне этот автомобиль, потому что у них четыре курицы-наседки в нём живут. Я говорю: "Ну, как не отдадите? Давайте я для куриц сарай построю". "Нет, – отвечают. – Они прижились в этом "Датсуне", поэтому мы его не отдадим". И действительно, я подошёл, четыре курицы сидят там, куриного дерьма с полметра в этом маленьком автомобильчике. Тем не менее, автомобиль забавный, очень интересный. Говорю им: "Ну, давайте все равно как-то договариваться". Они: "Нет, не будем продавать и всё". Я им по тем временам и 2, и 3 тысячи предлагал, "Жигули" новые подгонял, чтобы поменяться. Нет, не хотят. А новые "Жигули" в то время – это были большие деньги. Я им белую "восьмёрку" пригнал, как сейчас помню, реэкспортную. В общем, не согласились они.

И вдруг раздаётся однажды звонок. "Мы, – говорят, – вызов получили в Германию, уезжаем, приезжайте и эту машину забирайте". Но тоже не просто так, а за 3 тысячи долларов. То был 1994 год, и это ещё были неплохие деньги. За 4 тысячи долларов можно было купить ту же самую "восьмёрку". Как раз они стоили новые 4-5 тысяч долларов. В общем, я им привёз деньги и забрал автомобиль.

Получается, что выхаживал я его четыре года, ездил за ним не менее 10 раз. Но самый цирк был, когда они мне его отдали. В общем, говорят, у них в 12.00 автобус, дом их никто не покупает, он никому не нужен, поэтому они его соседям подарили. И говорят, что если будете вытаскивать, то вон машина, а вот лом и топор. Я спрашиваю: "А лом и топор зачем?" Отвечают, что иначе я их автомобиль не вытащу. В общем, автомобиль на то место был поставлен в 70-х годах. За это время они 25 метров сараев построили. В общем, я разбил и сарай, и свинарник, и коровник, и курятник, пока к автомобилю добрался. 25 метров сараев! То есть, я всё это разбивал, потому что опять-таки охота пуще неволи, до поздней ночи. Ночью мы вытолкали этот автомобиль. Конечно, счастью моему не было предела. Мы его руками погрузили, он очень легким оказался и, кстати, очень редким. Ещё один такой автомобиль есть во Владивостоке. Но у меня он абсолютно комплектный, со всеми шильдиками, со всеми деталюшками, весь оригинальный, с колпаками, просто как игрушка. Даже на кузове оригинальный шильдик остался, кузовной, на котором написано "Body by Nissan", то есть, кузов изготовлен на "Ниссане". 1936 года автомобиль.

Вёл программу Николай Мамулашвили. Режиссёр выпуска Юлия Дунце.

Вячеслав Лен: как происходит реставрация старинного автомобиля (часть 3)

 

За кадром. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация